Московский журнал

N 7 - 2008 г.


Публикуется впервые 

Неизвестные иконописные изображения святого благоверного князя Димитрия Андреевича Угличского Прилуцкого

В N 2 «Московского журнала» за 2008 год была напечатана моя статья об этом святом, к которой я приложил единственное оказавшееся мне на тот момент доступным иконописное его изображение - на иконе «Господь Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми» третьей четверти XVII века из собора во имя Спаса Всемилостивого Спасо-Прилуцкого монастыря (ныне - в собрании Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Вот что пишет об этом изображении искусствовед Е. А. Виноградова в Православной энциклопедии (т. 15. М., 2007. С. 109): «По-видимому, именно Димитрий (согласно надписи на накладном серебряном венце: «Св. прп. князь Димитрий»), хотя он не принимал пострига, изображен на иконе, <...> поскольку с противоположной стороны в том же ряду находится его брат - прп. Игнатий Прилуцкий («Св. прп. князь Игнатий»). Димитрий Андреевич представлен вполоборота влево в 3-м ряду сверху в правой части композиции как средовек с большими залысинами и короткой окладистой бородой, контур головы округлый (образ не производит впечатления изможденного узника). Одежда святого <...> значительно отличается от одеяний др. преподобных, изображенных в мантиях, с куколями на голове или плечах».

Недавно я узнал о существовании еще двух изображений святого благоверного князя Димитрия Андреевича Угличского Прилуцкого - на иконах второй половины ХVIII века «Спас Всемилостивый с предстоящими и припадающими святыми». Обе иконы (неизвестного происхождения) хранятся в собрании Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Наличие этих изображений подтверждает факт устойчивого почитания князя во время создания икон. Показательно, что единственный известный список его жития также датируется второй половиной XVIII столетия, а именно 1780-ми годами. Почитание святого Димитрия было распространено в Угличе и Вологде. Волне допустимо, что рассматриваемые иконы происходят из какого-либо прихода Вологодской епархии или даже из самого Великого Устюга: в 1658-1682 годах, а затем с 1788-го Устюжский уезд входил в епархиальное подчинение вологодских архиереев.

Сравнение «устюжскх» изображений с «вологодским» показывает, что единой иконографической традиции написания святого благоверного князя Димитрия Андреевича Угличского Прилуцкого не сложилось. В частности, на иконах из Великого Устюга в его одеяниях появляются куколь и мантия, и наоборот, отсутствуют залысины и короткая борода, характерные для иконы из Вологды. В то же время бросается в глаза одно необычное обстоятельство: на всех иконах святой Димитрий изображен как преподобный, хотя иноческого пострига он не принимал - об этом свидетельствует совокупность всех письменных источников, включая житие князя. Возможно, перед нами интерполяция: монашество брата и товарища по заключению Ивана (в иночестве Игнатия) было перенесено и на Димитрия. Однако даже если данное предположение верно, причины характерности интерполяции только для иконографии все равно остаются неясными и требуют дальнейших исследований.

В заключение хотел бы выразить признательность Великоустюгскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику и лично А. Б. Андреевой и Н. Н. Буторовой за помощь в подготовке этого материала, а также Е. А. Виноградовой, обратившей мое внимание на публикуемые изображения.