Московский журнал

N 7 - 2008 г.


Реликвии 

Средневековый литик с берега Угры
Об одной необычной археологической находке

В мае 2007 года на берегу речки Угры у ее впадения в Оку неподалеку от Спасо-Воротынского монастыря, что в Калужской области, обнаружили заключенную в серебряную оправу маленькую рельефную иконку из стеклянной пасты, имитирующей зеленовато-коричневый камень. До сих пор аналогичная находка в Центральной России случилась лишь однажды - иконка с изображением великомученика Федора Стратилата, происходящая из древнерусского города Серенска в пределах Мещовского района той же Калужской области1. Экземпляры подобных изделий, но с иными сюжетами, попадались археологам в Константинополе, Приднепровье, Новогрудке, Сарае, а также в Сванетии2. Все они датируются в пределах ХIII века.

Литиками, или пастами, принято называть стеклянные иконки, обычно имитирующие византийские камеи. В течение нескольких десятилетий их исследовал наиболее авторитетный знаток средневековой глиптики, известный немецкий ученый Ганс Вентцель (1913-1975), выявивший 171 изделие при 55 иконографических типах. Учитывая западную средневековую художественную традицию, а также существование литиков византийского стиля как с греческими, так и с латинскими сопроводительными надписями, он пришел к выводу, что центром изготовления этой продукции являлась Венеция. Однако американский специалист Марвин Росс продолжал настаивать на константинопольском происхождении литиков, относя их к ХI-ХIII векам. Позже в пользу именно данного заключения высказалась В. Н. Залесская, считающая, что и при латинском господстве (1204-1261) Константинополь не утратил своего значения христианского центра, посещаемого паломниками, для которых делались миниатюрные евлогии-образки, в том числе и в итальянской колонии византийской столицы3. Несколько позже прослеживается бытование литиков в Москве, причем, вероятно, местного происхождения, изготовленных по византийским образцам4.

«Иконка с Угры», о которой идет у нас речь, имеет размеры 2,7х2,1 см, а вместе с оправой - 3,1х2,4 см. Серебряная оправа из тонкого листа украшена по периметру чеканным валиком, имитирующим жемчужную обнизь; другой валик выступает сбоку у гладкой тыльной стороны. Толщина изделия не превышает 0,6 см. Литик закреплен в оправе зубчиками. Сходного типа оправы украшают русские каменные иконки ХIII-ХIV веков5. При этом, однако, нельзя исключать и византийское происхождение обрамления. Изделие существенно пострадало от времени: в частности, уже при обнаружении образка исчезли рельефные монограммы Христа, находившиеся в верхней части композиции.

На литике мы видим Распятие с предстоящими фигурами Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Изображения - хорошего рисунка и высоких пластических качеств. Вряд ли можно сомневаться, что в рельефе воспроизведен «элитарный» оригинал.

Описываемая находка при всей своей уникальности имеет типологические аналогии, представленные в различных музейных собраниях - Турина, Мадрида, Филадельфии, Вашингтона. Два литика с изображением Распятия находятся в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге, еще один - из стекловидной пасты глухого красного цвета - в Музее истории Киева.

«Монастырь Спасский на устье Угры реки», как он именуется в писцовой книге 1626-1627 годов, возник скорее всего на рубеже ХV-ХVI веков, а сохранившиеся в нем храмы относятся к ХVI и ХVII столетиям6. Однако местонахождение обители в окрестностях более древнего города Воротынска свидетельствует в пользу того, что территория была довольно обжитой. Следовательно, и находка здесь литика ХIII века не представляется невероятной, а говорит лишь о том, что проникновение паломнических реликвий на древнерусские земли носило отнюдь не эпизодический характер7.


1. Никольская Т. Н. Редкая находка из Серенска // Древности славян и Руси. М., 1988. С. 45-47.
2. Гуревич Ф. Д. Новые данные о стеклянных иконках-литиках на территории СССР // Византийский временник. Т. 43. М., 1982. С. 178-182.
3. Залесская В. Н. Литики XIII в. в собрании Государственного Эрмитажа // Древнерусское искусство: Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 150-156.
4. Беляев Л. А. Московские литики // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 316-327.
5. Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня. XI-XV вв. М., 1983. N 46, 193, 202, 211, 218.
6. Фехнер М. Калуга. Боровск. М., 1972. С. 156-158.
7. Пескова А. А. Паломнические реликвии Святой земли в древнерусском городе // Пилигримы. Историко-культурная роль паломничества. СПб., 2001. С. 113-126.