Московский журнал

 Михаил Попов

N 1 - 2008 г.


Реплика 

Москва рекламная

Мосвка рекламная. N1. 2008 Кафе «Астраханъ» (неподалеку от метро «Красносельская»)
Именно так, с твердым знаком на конце. То есть, надо понимать, речь идет не о славном городе Астрахани, потому что у него на конце знак мягкий. И сейчас так пишется, и раньше, до реформы, так писалось. Так что если предполагалась некая стилизация под прежнюю орфографию, то попытка должна быть признана неудачной. Но, возможно, тут что-то другое? Например, имеется в виду известный современный кинорежиссер Дмитрий Астрахан. Решили назвать заведение в его честь... Я позвонил по указанному на вывеске телефону с соответствующим вопросом, но меня не поняли. Уж и не знаю, что теперь думать об этом твердом знаке.

Суши-бар «Япошка» (Краснопрудная улица)
В прошлой публикации («Московский журнал». 2007. N 10) я рассуждал о некоторой некорректности употребления названия «Саппоро» для обозначения японского ресторана. В рассматриваемом случае мы сталкиваемся не просто с некорректностью, а с прямым хамством. Ведь это все равно что назвать итальянский ресторан - «Макаронник» или французский - «Лягушатник». И, как часто бывает, с хамством соседствует неграмотность и глупость. Во-первых, сами японцы говорят не «суши», а «суси». Ну, это ладно, общемосковская ошибка. А вот (во-вторых) фигура русского повара с подносом отечественной пищи и подписью «анти-суши» - изобретение умов именно данного заведения. Получается, что наши пельмени, щи и так далее возникли не сами по себе, а как средство борьбы с японской кулинарией.

«Твое» (опять Краснопрудная улица)
Хорошо хоть, что без восклицательного знака. Но зато огромными буквами. «ТВОЕ» - как выкрик; так и хочется крикнуть в ответ: «ВРАНЬЕ»! Там все чужое, его надо еще купить, и оно вполне может оказаться мне и не по карману, и не по вкусу. В общем, абсолютное, хотя и краткое, вранье.

«Третий Рим - развлекательный центр» (площадь трех вокзалов)
Как удачно подобрали место для заведения! Приезжает человек в Москву, выходит из Ярославского или Ленинградского вокзала, предвкушая встречу с огромной и загадочной столицей, и ему тут же разъясняют, куда, собственно, он попал. Кажется, Владимир Соловьев сказал, что Москва - не город, а принцип. Пушкин написал: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось»... Найдется еще множество подобных авторитетных цитат, но все они блекнут перед мнением авторов привокзальной вывески. Назойливо вспоминается старый анекдот. Выступает Ленин: революция, о необходимости которой все время говори большевики, совершилась! А теперь - дискотека!

Мосвка рекламная. N1. 2008

«Ломбард Ювелир Арт» (все та же площадь трех вокзалов)
Ювелирный ломбард - понятно и привычно. Но что делает в этой компании слово «Арт»? Ломбард принимает произведения искусства? Или принимает все, но с большим артистизмом? Ни первое, ни второе предположение проверить не удалось - было закрыто. Единственным отблеском искусства тут можно считать рифму на вывеске: «ард - арт». Артистично, но мало.

«Юрисконсул» (Старобасманная улица)
Здесь мы видим прямое введение граждан в заблуждение. Вывеска конторы обещает некие юридические услуги, но ведь их оказывают, как правило, не консулы, а консультанты. Разница такая же, как между «государь» и «милостивый государь».

«Юристы» (Николоямская улица)
Меня восхитила эта синяя, непонятно откуда ведущая стрелка. Что может означать ее кокетливое указание на зарешеченное окошко? Правда ли за ним скрываются некие юристы? Почему они заставляют посетителей добираться до себя таким странным путем? Может, здесь какой-то символ? Или намек - мол, всех наших юристов пора сажать за решетку? Очень непонятно и загадочно...

«Карлсон туризм» (рядом со станцией метро «Маяковская)
Не знаю, что имелось в виду авторами вывески, но при слове «Карлсон» возникает в сознании только одно - толстенький прожорливый мужичок с моторчиком. Неужели такой именно вид туризма рекламируют здесь? И как это должно выглядеть на практике? Появились встраиваемые в позвоночник моторчики? Или речь о каком-нибудь микровертолете? В общем, снова очень непонятно и загадочно.

Мосвка рекламная. N1. 2008