Московский журнал

 Т. Шубина

N 1 - 2008 г.


Знакомьтесь: музей 

Горки

Главный усадебный дом в Горках. Западный фасад. Фотография 1920-х годов Последней хозяйкой этой подмосковной усадьбы была Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот. Вдова известного русского фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова в 1907 году вышла замуж за генерал-майор свиты Его Императорского величества, градоначальник Москвы Анатолия Анатольевича Рейнбота. Однако спустя два месяца после бракосочетания их семейную жизнь омрачили выдвинутые против Рейнбота обвинения в казнокрадстве. Это был сильный удар по самолюбию Зинаиды Григорьевны: Москва шумно обсуждала скандальную отставку Рейнбота с поста градоначальника и ход судебного процесса, в связи с чем в газетах склоняли и ее имя. Морозова круто меняет прежний открытый, полный встреч, балов и приемов образ жизни. Она продает роскошный особняк на Спиридоновке М. П. Рябушинскому, оставляет загородное имение Покровское-Рубцово в Звенигородском уезде Московской губернии старшему сыну Тимофею и вместе с Рейнботом уезжает в Горки. В этом уютном уголке Подмосковья, вдали от светской суеты и сплетен, в хлопотах по обустройству новой усадьбы она пытается обрести душевное спокойствие и начать новую жизнь. В Москву она теперь выезжает редко, в основном по делам, связанным с благотворительной деятельностью и строительством в Горках.

Зинаида Григорьевна открыла новую и самую яркую страницу в истории старинной усадьбы. Ей удалось создать в Горках новый и редкий для России тип буржуазного поместья, где были учтены все новейшие достижения и требования времени. И это, как покажут дальнейшие события, во многом способствовало тому, что Горки, не только сохранились до наших дней, но и смогли войти в число интереснейших музейных памятников русской усадебной культуры XIX - начала ХХ века.

Одна из старейших усадеб Подмосковья, первые сведения о которой относятся к середине XVI столетия, пережила за свою долгую историю и периоды взлета, когда возводились усадебные постройки и разбивались парки, и пору запустения. Конец XIX - начало XX века как раз такое время. Пребывая во владении представителей купеческих династий, усадьба постепенно превращается в классический «вишневый сад»: полуразрушенным, с выбитыми стеклами и необитаемым стоит Большой дом, в запущенном состоянии находится парк, а часть территории имения продана прежними владельцами, которые в Горках постоянно не проживали, под дачные застройки.

Но вот в 1909 году Горки приобретает З. Г. Морозова-Рейнбот. Современник тех событий, сын А. А. Бахрушина, родственники которого уже владели дачами в Горках, впоследствии вспоминал: «На станции Герасимово по Павелецкой дороге продавалась усадьба, которая вполне нам подходила. Земли было двести десятин, дом, правда, больше походивший на дачу, был красиво расположен на берегу реки Пахры, но владельцы хотели за него довольно большую сумму денег. Началась торговля, А там временем генеральша Рейнбот, то есть Зинаида Григорьевна Морозова, приобрела его не торгуясь»1.

Стремясь восстановить имение, Морозова откупила несколько дач вместе с участками, доведя количество земли до трехсот с лишним десятин, произвела реконструкцию главных усадебных построек, создала рентабельное хозяйство, оборудованное по последнему слову техники, построила новые оранжереи и теплицы, водонапорную башню и электростанцию. На склоне речного обрыва у дороги, ведущей к северным воротам усадьбы, была возведена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, предметы убранства которой «приобретены храмоздательницей с приличным достоинством»2.

Предположительно для реконструкции зданий усадьбы, построенных в первой трети XIX века в стиле классицизма, Зинаида Григорьевна пригласила в Горки знаменитого архитектора Федора Осиповича Шехтеля, давнего друга семьи Морозовых. Хотя документальных подтверждений участия Шехтеля в реконструкции Горок пока не обнаружено, существует устойчивая тенденция, основанная на литературных данных, которая приписывает создание нынешнего архитектурного ансамбля усадьбы именно Шехтелю. Авторство Шехтеля не вызывает сомнения и у специалистов3. Известно, что в Горках работал и другой московский архитектор - Ф. Н. Кольбе.

Главный дом с двумя флигелями перестраивается и приобретает дворцовый вид. Строгий двухэтажный прямоугольный объем Большого дома с торцов удлиняется одноэтажными разновеликими пристройками: с северной стороны - Зимним садом со стеклянной полуротондой, а с южной - остекленной цветными витражами верандой. На плоских крышах зимнего сада и веранды устраиваются открытые террасы с балюстрадами. Парадный западный фасад, обращенный к пейзажному парку, украшается шестиколонным портиком ионического ордера, на белокаменной лестнице которого устанавливаются две большие мраморные вазы. Восточный фасад, выходящий в регулярный парк, оформляется колоннадой тосканского ордера. Фасадные окна второго этажа, с «зеркальным» остеклением на западе и тройные, «венецианские», на востоке, обрамляются скульптурным фризом. Полуротонду и центральное окно Зимнего сада также украсили барельефы, а фигурный переплет стеклянной двери сада - лепной архивольт. К торцам усадебных флигелей со стороны пейзажного парка пристроили полуротонды, а к парадным входам - четырехколонные портики дорического ордера с балконами.

В результате реконструкции изменился не только наружный облик ансамбля, иным становится и убранство интерьеров. Интерьеры Большого дома и флигелей восхищают гармоничным сочетанием современного комфорта с атмосферой старой дворянской усадьбы. Главные здания, снабженные электроосвещением, центральным отоплением, водопроводом и канализацией, оборудуются ванными комнатами, новейшее техническое оснащение для которых выписывается из Англии. Для усадьбы, имевшей телефонную связь, закупаются лучшие телефонные аппараты того времени - шведской фирмы «Эриксон», а в убранстве комнат используются предметы мебели, художественные полотна и изделия декоративно-прикладного искусства ХVII - начала ХХ века, частично привезенные З. Г. Морозовой-Рейнбот из особняка на Спиридоновке и из загородной усадьбы Покровское-Рубцово, частично - приобретенные и изготовленные на заказ специально для новой усадьбы в лучших магазинах и мастерских Москвы и Петербурга.

Преобразился и старинный парк. В его композицию, ранее строившуюся исключительно на сочетании местных пород деревьев (липы, вяза, дуба, клена и березы), вводятся голубые ели, пихта, лиственница и кедр, что придало парку необыкновенную яркость во все времена года и особую выразительность - осенью и зимой. На смену деревянным резным беседкам, мостикам, калиткам и качелям пришли каменные архитектурно-парковые сооружения. В верхнем регулярном липовом парке, особую таинственность которому придают курганы вятичей XII века, было проложено несколько новых аллей, его уголки украсили мостики, а центр - большая цветочная клумба с мраморной вазой на высоком постаменте. Дань времени - теннисный корт и крокетная площадка.

Получил свое окончательное оформление и нижний пейзажный парк, раскинувшийся на террасном склоне между домом и речкой. Старый круглый пруд, расположенный в центре, обсаживается деревьями, а над источником, питающим его, сооружается грот с балюстрадой, к которому ведут вымощенные белым камнем дорожки. На возвышенностях, откуда открывается прекрасный вид на окрестности, были построены две беседки-ротонды в духе «миловид» ХVIII века. От беседок к флигелям, огибая пруд, проложили аллеи. На речке Туровке, которая является естественной нижней границей парка, вырыли второй пруд с каскадом, получивший название «Большой». За старым усадебным прудом закрепилось название «Малый».

В парадном дворе сооружается фонтан с бассейном, окруженный цветником, а со стороны обрыва пейзажного парка площадка двора огораживается полукруглой балюстрадой с декоративными вазами.

В итоге архитектурно-парковый ансамбль Горок приобрел облик великолепной неоклассической усадьбы в стиле русского классицизма рубежа ХVIII-ХIХ веков.

Однако новая владелица Горок, будучи человеком умным и предприимчивым, вкладывает деньги не только в реконструкцию. В северо-восточной части усадьбы, за пределами парка, Морозова построила современный многоотраслевой хозяйственный комплекс.

+   +   +

10 марта 1918 года Горки были национализированы и переданы в распоряжение Сухановского волостного земельного комитета. На базе хозяйства создается сельскохозяйственная ферма. В июле в трех дачах, расположенных на территории усадьбы, организуется санаторий МК РКП(б) «Горки».
К статье 801417
З. Г. Морозова-Рейнбот вынуждена покинуть поместье. Однако, пользуясь лояльностью со стороны своих бывших работников (большинство их осталось в Горках), она постоянно бывает здесь в надежде получить разрешение на аренду хозяйства, что позволило бы ей проживать в усадьбе. Ключи от Большого дома и Северного флигеля Зинаида Григорьевна властям не отдает и некоторое время туда, кроме нее, никто попасть не может. В апреле 1918 года она добивается приезда в Горки Комиссии по охране памятников искусства и старины, созданной при Комиссариате имуществ республики, которая, обследовав усадьбу, выдает Морозовой удостоверение в том, что «дом с художественно-исторической обстановкой в нем как национальное достояние находится под охраной Комиссии»4.

Все усилия Морозовой закончилась, однако, тем, что ей в конце концов не только отказали в праве проживать в усадьбе и получать продукты с фермы, но и пригрозили арестом, решение о котором было уже принято на заседании Мосгубземкома. Зинаида Григорьевна уезжает в Москву. В Горки она больше никогда не вернется5.

Дальнейшую судьбу Горок определил приезд сюда в 1918 году В. И. Ленина: именно этот приезд (а в дальнейшем Горки становятся постоянным местом отдыха и лечения главы государства) спас усадьбу от забвения, а коллекцию от разорения. Любовь, которую питали к Горкам прежние владельцы, передалась и вождю мировой революции, хотя никакой сентиментальности по поводу русской усадебной культуры он не испытывал. Тем не менее, Ленин, проживший за границей 15 лет и привыкший к определенному европейскому комфорту, по достоинству оценил прекрасно обустроенную усадьбу. «Владимир Ильич любил больше всего эту дачу, - вспоминал его брат Д. И. Ульянов, - любил сам дом, нравилось ему и высокое положение дома, и эти широкие горизонты. (...) Особенно любил он дорожку к большой сосне в парке»6. В 1918-1919 годах Ленину неоднократно организовывали отдых в санаториях и домах отдыха, под которые приспосабливали национализированные подмосковные усадьбы. Обычно он приезжал туда вечером после напряженного трудового дня, а утром возвращался в Москву. Бывал Ленин и в Ильинском, и в Васильевском, и в Морозовке, и в Фирсановке, и в Корзинкино, но, в отличие от Горок, не привязывался к тем местам и редко возвращался туда дважды. Что же касается Горок, то он «так привык к [ним], что когда была возможность поехать куда-либо в другое место, (...) если и соглашался, то с большой неохотой»7. В апреле 1922 года Ленин, получив сообщение, что МК РКП(б) принял решение о закрытие санатория в Горках, резко возразил:

«Мне сообщили, что МК закрывает санаторию в Горках.
Я решительно против.
Во 1-х, санатория обуславливает содержание там хорошего «аппарата» (для столовки, для кормежки и пр.), а это важно для того, чтобы всегда могли приезжать на отдых туда те, кому отдых нужен.
Во-2-х, я рассчитываю там жить»8.

В общей сложности Ленин провел в Горках около двух с половиной лет. Известно, что члены семьи Ульяновых бережно относились ко всему, что их там окружало. Многих «удивляло, почему в доме в Горках вся обстановка, вплоть до портретов на стенах, оставалась такой же, как при прежних владельцах, Рейнботах. Особенно, казалось, " должна раздражать Владимира Ильича обстановка в его комнате: белая с позолотой будуарная мебель, зеркала между окнами»9. Но Ленин уже в первый свой приезд попросил, чтобы никаких перестановок в доме специально для него не делали, ибо «его дом - это скромная кремлевская квартира, а свое пребывание в Горках он считал временным, как в доме отдыха или в санатории.  Горки - государственная собственность»10. Так что благодаря присутствию в Горках семьи Ульяновых, большая часть имущества осталась в усадьбе и на нее никто больше не посягал.

+   +   +

После смерти Ленина с инициативой открыть в Горках ленинский музей выступили несколько организаций, в том числе Наркомат просвещения РСФСР во главе с А. В. Луначарским. 26 января 1924 года Луначарский направляет председателю Комиссии ЦИК СССР по организации похорон В. И. Ульянова (Ленина) Ф. Э. Дзержинскому письмо, в котором говорится: «Народный Комиссариат по просвещению (...) для принятия мер к сохранению в полнейшей неприкосновенности обстановки тех комнат в имении «Горки», в которых протекала последнее время жизнь Владимира Ильича, в целях увековечения их в памяти народных масс просит допустить уполномоченных представителей Отдела по делам музеев Главнауки к посещению и осмотру названных комнат и обстановки для научного описания их и принятия всех необходимых мер к сохранению их без малейшего изменения на будущее время». Через несколько дней была утверждена Комиссия по осмотру и сохранению имения. В ее состав вошли ученый секретарь Музейного отдела А. В. Григорьев, заведующий Художественным отделом Ф. К. Лехт, директор Музея художественной культуры Л. Я. Вайнер, директор Исторического музея Н. М. Щекотов и директор Оружейной палаты Д. Д. Иванов. Однако музеефикация Горок в 1920-х годах не состоялась. Дело ограничилось тем, что архитектурно-парковый комплекс усадьбы выделили в особую группу, руководство которой поручили сестре Ленина М. И. Ульяновой. Консервация Горок в качестве музейного объекта, с одной стороны, способствовала сохранности архитектурно-паркового ансамбля и интерьеров от разрушения, с другой - неопределенность статуса и растянувшееся на годы принятие решения об открытии здесь музея едва не погубило их.

В 1930-х годах Горки «в связи с отсутствием надлежащего наблюдения за этой территорией компетентной организацией значительно изменили свой прежний облик»11. Как следует из докладной записки директора Центрального музея В. И. Ленина в Отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), «дома в усадьбе в Горках находятся в крайне запущенном состоянии. В Большом доме, где жил и умер В. И. Ленин, живет семья Дмитрия Ильича. Флигель, в котором одно время жил Ленин, занят посторонними людьми, не имеющими отношения к Ленину. (...) Во втором флигеле помещается столовая и кухня дома отдыха МК ВКП(б). Вещи, которыми пользовался Ленин, распадаются (одеяло, книги, газеты), некоторые из них исчезли; плетеные кресла и стулья пришли в негодность, так как ими пользовались и пользуются как обычными вещами. (...) На днях в котельной было обнаружено кресло, которым часто пользовался Ленин. По заявлению истопника, это кресло передано ему для того, чтобы сжечь в топке как ненужную вещь. (...) Обстановка комнат изменена. Некоторые вещи, которые находились при Ленине в доме, выброшены на чердак и могут испортиться. Инвентарная опись вещей отсутствует. Шторы на окнах в некоторых комнатах пришли в полную негодность. Если их срочно не реставрировать, то в дальнейшем реставрация окажется невозможной, так как рисунок ткани почти совершенно выгорел. (...) От штор во флигеле уже нет следов. (...) Охрана парка и домов отсутствует. По выходным дням в парк проникают группы приезжающих в Горки на пикники и устраивают в парке попойки»12. Сгорела усадебная церковь, где еще в 1920-х годах разместился молодежный клуб.

14 июля 1938 года Оргбюро ЦК ВКП(б) наконец приняло Постановление об организации Дома-музея В. И. Ленина в Горках. Перед руководством Дома, который являлся филиалом Центрального музея В. И. Ленина, Управлением агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) были поставлены следующие задачи:

«1. Провести инвентаризацию всего имущества, находящегося в главных усадебных зданиях и на территории парка;

2. начать сбор сведений о жизни и деятельности В. И. Ленина в Горках;

3. произвести необходимый ремонт помещений и реставрацию музейных предметов;

4. разработать научную экспозицию музея;

5. подготовить Дом-музей В. И. Ленина в Горках к открытию 1 октября 1938 года».

Началась работа по созданию ленинского мемориала. Поскольку музей планировался как бытовой, требовалось воссоздать обстановку в комнатах времен пребывания в Горках Ленина. Решено было восстановить обстановку в Северном флигеле по состоянию на 1918 год, в Большом доме - по состоянию на январь 1924-го. Однако подготовить музей к открытия не удалось ни в конце 1930-х, ни в начале 1940-х годов. Формально он был создан, но... Дело осложнялось главным образом тем, что в Горках продолжала проживать семья Д. И. Ульянова. Из письма директора Центрального музея Ленина Белякова: «В 1940 г., когда ЦК ВКП(б) назначил меня директором ЦМЛ, передо мной встал вопрос, почему решение об открытии филиала в Горках не выполнено. Тогда я получил разъяснение, что поскольку в Горках живет тяжело больной Ульянов Д. И., с открытием филиала придется задержаться»13.

В начале Великой Отечественной войны, когда немцы бомбили расположенный неподалеку Подольск, было принято решение об эвакуации. Дмитрий Ильич с семьей уезжает в Ульяновск; туда же перевозится часть музейных экспонатов: личные вещи Ленина и предметы усадебной коллекции, имевшие непосредственное к нему отношение. Большую же часть экспонатов, в основном предметы мебели и скульптуру, покрыли чехлами и оставили в усадьбе.

После войны все вывезенное вернули в Горки и работы по созданию музея возобновились. Многое пришлось начинать практически с нуля, поскольку за предыдущие годы так и не удалось провести капитального ремонта зданий, завершить реставрацию предметов, восстановить мемориальную экспозицию. Сотрудники музея собрали документы, рассказывающие о жизни и деятельности Ленина в Горках, опрашивали лиц, встречавшихся с ним здесь, а также обратились к его родственникам с просьбой помочь в восстановлении прежней обстановки в комнатах Северного флигеля и Большого дома. Собирая «ленинские» материалы, музейщики не обходили стороной и историю самой усадьбы. В июне 1947 года директор музея Татаринов пишет письмо известному краеведу, профессору Н. А. Генике, где, в частности, говорится: «Дом-музей В. И. Ленина в Горках, находящийся в бывшей усадьбе «Горки» Морозовой-Рейнбот, ведет сейчас подготовительные работы к открытию музея. Мы очень нуждаемся в монографических материалах по истории усадьбы «Горки», каковых не имеем и не могли достать. Не возьмете ли Вы на себя труд составить монографию на историю усадьбы «Горки», а если возможно, и на сам дом, что было бы очень желательно»14. В августе 1948 года Татаринов обращается к директору Всесоюзной библиотеки имени В. И. Ленина В. Г. Олишеву с просьбой подготовить библиографию по истории усадьбы. К сожалению, ни монография, ни библиография по неизвестной нам причине так и не были подготовлены. В архивах не обнаружены и ответы на просьбы Татаринова. Вероятно, они разделили судьбу еще одной работы на ту же тему, планировавшуюся к изданию сразу после смерти Ленина Обществом изучения русской усадьбы15.

Процесс создания музея по-прежнему осложнял тот факт, что в Горках в летние месяцы продолжали проживать жена и дочь Д. И. Ульянова16. Дирекция и ЦМЛ неоднократно обращалась в ЦК ВКП(б) с просьбой обеспечить Ульяновых дачами и ускорить их переезд: «Вопрос об открытии музея в Горках затянулся и к тому же связан с семьями Ульяновых, которые потребительски смотрят на Горки. (...) Нахождение их [здесь] задерживает работы по завершению реставрации мебели и восстановлению музея Ленина»17.

К концу 1948 годов все усадебные здания удалось освободить от посторонних, была восстановлена мемориальная экспозиция и музей готовился к открытию. Однако идеологическая направленность мероприятия сыграла роковую роль в судьбе усадебного собрания: проект экспозиции, предусматривавший восстановление интерьеров в том виде, в каком они пребывали при жизни здесь Ленина, не получил одобрение ЦК ВКП(б). Предметный мир, наполнявший интерьеры усадьбы, которые планировалось ранее сохранить «без малейших изменений на будущее время», был разделен на пять частей: «1) музейные ценности, подлежащие экспонированию; 2) музейные предметы, подлежащие хранению в фондах; 3) предметы, подлежащие передаче в хозинвентарь как не имеющие ни исторического, ни художественного значения; 4) предметы, подлежащие передаче другим музеям и организациям как не имеющие отношения к В. И. Ленину, но имеющие художественно-историческую ценность; 5) предметы на списание как не имеющие ни музейной, ни хозяйственной ценности и пришедшие в негодность». В результате значительный объем усадебной коллекции не вошел в экспозицию. Из-за отсутствия фондохранилища (музейные ценности размещались в подвалах Большого дома, где влажность достигала 90%) и специалиста для работы в фондах сотни произведений декоративно-прикладного искусства, живопись и графики, часть мебели, личные вещи семьи Морозовых пришлось передать в московские и подмосковные музеи, санатории и дома отдыха, хозяйственное управления делами ЦК ВКП(б), а также семье Д. И. Ульянова для их новой дачи в Кунцеве.

Оставшееся было отреставрировано и частично включено в экспозицию, развернутую в Большом доме. «Документы и материалы, характеризующие В. И. Ленина как основателя и руководителя первого в мире социалистического государства, вождя партии большевиков, великое содружество В. И. Ленина и И. В. Сталина»18 занимали восемь комнат из одиннадцати. Только столовую, рабочий кабинет и комнату В. И. Ленина решили воссоздать в прежнем виде. Стенды с ксерокопиями документов о жизни и деятельности Ленина, несколько картин, светильников и мебель, в основном покрытая чехлами - такой была экспозиция Дома-музея в Горках, открывшего наконец свои двери для посетителей в феврале 1949 года. Казалось, трудные времена для усадьбы и ее коллекции миновали. Но в марте 1953 года музей неожиданно закрыли, а его помещения передали Министерству просвещения РСФСР для детского дома имени В. И. Ленина, в связи с чем в апреле-мае из Горок вывезли большую часть коллекции. Согласно актам, хранящимся в фондах ГИМЗ «Горки Ленинские», в Центральный музей В. И.Ленина передали 798 экспонатов, в хозотдел Управления делами ЦК КПСС - 144 предмета, в детский дом - 176. К счастью, эта странная, почти детективная история имела скорый конец: в сентябре музей был открыт вновь, а его имущество, правда, с небольшими утратами, возвращено.

В последующие годы экспозиция расширяется за счет восстановления в Северном флигеле бытовой обстановки времен первого приезда Ленина в Горки и внесения новых экспонатов в интерьеры Большого дома (мебель, живописные полотна, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства). Однако выработанное в 1949 году экспозиционное решение, согласно которому практически все предметы мебели должны быть зачехлены, оставалось неизменным.

В 1972 году Советом Министров РСФСР принято постановление о создании Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» и строительстве нового экспозиционного здания. Открытие состоялось в ноябре 1987 года. Перед научными сотрудниками была поставлена задача усовершенствовать интерьеры усадьбы, к тому времени претерпевшие ряд изменений, и восстановить бытовую обстановку в тех комнатах, где ранее располагалась документальная экспозиция. Они справились: предметный мир вернулся в усадьбу. Больше сотни вывезенных из Горок экспонатов были возвращены музею: живописные полотна, графика, изделия из фарфора, фаянса, стекла и бронзы, мраморные вазы и скульптура.

В 1991 году заповедник, ранее подчинявшийся идеологическому отделу ЦК КПСС, перешел в ведомство Министерства культуры, а наш музей получил новый статус - Музей-усадьба «Горки». В настоящее время в состав ГИМЗ «Горки Ленинские» входят четыре музейных объекта, но по-прежнему усадебный комплекс является его главной достопримечательностью. Как справедливо отмечено, «много ли найдется в России усадеб, сохранивших достоверную предметную среду, окружавшую их хозяев? На память приходят лишь Кусково, Останкино, Мураново, Абрамцево, Ясная Поляна... Пронесшиеся над Россией революционные бури смели те остатки усадебной жизни XVII - XIX веков, которые чудом еще сохранялись к началу ХХ века. Существующие в наши дни мемориальные музеи-усадьбы чаще всего являются реконструкциями, а их обстановка - это восстановленные типологические интерьеры своего времени. Однако Горки оказались в особой исторической ситуации, благодаря чему драгоценные свидетели старого усадебного быта дошли до наших дней. Законсервированные почти на столетие, они бесценны своей причастностью к данному месту и связанным с этим ощущением подлинности»19.


1. Бахрушин Ю. А. Воспоминания. М., 1994. С. 507.
2. ЦИАМ. Ф. 203, оп. 759, д. 369, л. 5.
3. Подробнее см.: Кириченко Е. И. Горки. Архитектура русской усадьбы 1910-х годов // Музейный сборник ГИМЗ «Горки Ленинские». М., 1999. N 5; Экспертное заключение по поводу авторства Ф. О. Шехтеля относительно архитектуры зданий, их интерьеров и декоративного убранства в усадьбе Горки // Научно-проектная документация на памятник архитектуры конца XVIII - начала XX вв. в Горках. М., 1986. С. 58-62 (Фонды ГИМЗ «Горки Ленинские. Папка 59).
4. ЦГАМО. Ф. 4997, оп. 1, д. 137, л. 47.
5. Вскоре З. Г. Морозова лишится и другого подмосковного имения - Покровское-Рубцово, дальнейшая судьба которого печальна. В октябре 1918 г. из ее квартиры в Староконюшенном пер., где она поселится, уехав из Горок, будет реквизировано около 60 предметов (мебель, картины, фарфор), а в 1924-м Морозову выселят и из квартиры. Остаток жизни она проведет в подмосковном Ильинском, где и умрет в 1947 г.
6. Стенограмма беседы с Д. И. Ульяновым от 13 мая 1938 г. Неопубликованный материал (Фонды ГИМЗ «Горки Ленинские». Папка 56, д. 2, л.3).
7. Сапронов Т. Горки // Прожектор. М., 1925. N 15 (61). С. 22.
8. Ленинский сборник. XXXVII. С. 357.
9. Воспоминания о В. И. Ленине. М., 1979. Т. 4. С. 332.
10. Там же.
11. Фонды ГИМЗ «Горки Ленинские». Папка 54. НВ-12835/50.
12. Там же. Папка 55. НВ-12835/43.
13. Там же. Папка 55. НВ-12835/44.
14. Там же. Папка 79. НВ-268. С. 2.
15. В 1924 г. Общество изучения русской усадьбы намеревалось провести обследование усадьбы З. Г. Морозовой-Рейнбот в Горках и к июлю подготовить монографию. Об этом свидетельствует газетная публикация председателя ОИРУ В. В. Згура, из которой известно, что И. М. Картавцев изучал историю усадьбы, А. Н. Греч - обстановку и мебель, а сам В. В. Згура - архитектуру. К сожалению, книга не вышла и ее судьба нам неизвестна. (Изучение Горок // Вечерняя Москва. 21 февраля 1924 г.).
16. Д. И. Ульянов, вернувшись из эвакуации, скончался в Горках в 1943 г. Его семья первое время продолжала проживать в Большом доме, затем их разместили на первом этаже Северного флигеля. В 1949 г. жене и дочери Д. И. Ульянова была предоставлена дача в Кунцеве.
17. Фонды ГИМЗ «Горки Ленинские». Папка 55. Ч. II. С.55.
18. Там же. Папка 50. НВ-12835/60.
19. Шубина Т., Менькова О. Музей-усадьба «Горки» и его коллекция. М., 2005. С. 19.