Московский журнал

N 10 - 2007 г.


Почта 

Новая жизнь старого дома

В древнем русском городе Боровске стоит пятиглавый каменный Благовещенский кафедральный собор, возведенный, по некоторым данным, в 1715 году на месте деревянной церкви святителя Николая чудотворца и являющийся одним из самых старинных храмов Калужской области. Почти рядом с ним, если идти вниз по улице Коммунистической (раньше - Молчановской) в сторону железобетонного моста через реку Протву, находится красивая двухэтажная городская усадьба второй половины ХIХ века (N 6). О ней я и хочу рассказать.

Позади дома вздымается крутая возвышенность. Окна глядят на дорогу, по которой нескончаемым потоком несутся машины, идут люди... Построен он был в конце ХIХ - начале ХХ века в традиционном для тогдашней русской глубинки стиле: первый этаж - кирпичный, второй - деревянный. Его можно видеть на одной из карточек выпущенного в 1910 году открыточного набора, посвященного Боровску.

Впервые я оказалась в этом доме, познакомившись в 1975 году с его тогдашней обитательницей. Вскоре она умерла, и дом надолго выпал из круга моего внимания. Потом сильно обветшавший особняк вдруг начал возрождаться, и я порадовалась в душе, что он наконец обрел рачительного владельца. Чуть позже узнала: в 2000 году второй этаж дома (а недавно - и первый) приобрел иконописец Владимир Алексеевич Кобзарь, по воскресеньям ведущий мастерскую-студию имени апостола Иоанна Богослова при Рождества Богородицы Пафнутиеве Боровском монастыре, а по пятницам занимающйся с детьми и взрослыми при обнинском колледже "Держава". Познакомились. По его словам, домом он пленился с первого взгляда, и хотя предлагались другие варианты, ни о чем другом и слышать не желал. Да и дом все эти годы словно ждал именно Владимира Алексеевича, вдохнувшего в него новую жизнь. Второй этаж Кобзарь выкрасил в светло-синий цвет - точно такой же, какой был раньше. Забор сделал с учетом стилистики фасада и того же цвета. Все резное, расписное...

Помню, двор устилал булыжник.

- Его и не видно было, - улыбается Владимир Алексеевич. - Столько хлама, мусора, гнилых досок пришлось убрать - уму непостижимо. В конце концов откопали и булыжник. Когда убирали разрушившийся сарай, находили предметы кузнечного ремесла: щипцы, подковы... Вот и построили кузницу на том самом месте. Возле крыльца в земле попадались баночки, скляночки, похожие на те, какими пользуются художники. Когда начали раскопки с северной стороны, обнаружили множество аптечных пузырьков. И я подумал, что раньше в этом доме жил аптекарь или человек, который долго болел...
Владимир Алексеевич Кобзарь
Войдя в гостиную, я ее не узнала - настолько она изменилась. На месте прежней печи, облицованной когда-то белыми кафельными плитками и отделанной под потолком белыми же изразцами, - необычный камин. Он совершенно не похож на стандартные камины, выпускаемые строительно-дизайнерскими фирмами. Хозяин украсил его собственноручно изготовленными изразцами, ажурными железными листами, выкованными в своей кузнице. И память о старой печи осталась - два белых изразца у основания камина.

- Еще радость, - говорит Владимир Алексеевич. - Делая ремонт в одной из комнат, отодрал старые обои - а под ними шелковая обивка!

Во время разговора в окно заскакивает неяркий солнечный зайчик - блик от раскачивающегося у забора кованного декоративного фонаря, похожего на дивный резной ларец: тоже работа хозяина.

Спрашиваю:

- Кто строил этот дом?

- Пока не удалось выяснить. В Боровском филиале Калужского краеведческого музея, куда я обращался, никаких сведений о доме N 6 нет.

Позже я позвонила одной из старейших жительниц Боровска, местной уроженке Капитолине Ефимовне Саниной, и она вспомнила следующее:

- Точно знаю, что до революции там жил священник Иоанн Капырин с матушкой и дочерью Натальей. Отца Иоанна арестовали и сослали, дом отобрали. Его дочь Наталья Ивановна Капырина была подругой моей матери. Как сейчас вижу ее - маленькую добрую старушку... Она никогда не выходила замуж и обитала в каком-то плохоньком жилье на нынешней улице Циолковского.

Прихожанка Благовещенского собора Татьяна Ивановна Седова рассказала:

- В летописи храма, которая велась с 1867 по 1983 годы, исключая десять лет репрессий, имя отца Иоанна Капырина не упоминается. Вероятно, он был иереем, а в летописи фигурируют в основном настоятели.

В Боровской районной библиотеке в одном из документов я прочитала:

"В 1916 году собору принадлежали дома для священно- и церковнослужителей, построенные (...) в разные годы, а также лавки для торговли". Конкретные постройки не названы, но известно, что все они располагались приблизительно на том месте, где стоит описываемый нами дом.

Краевед П. А. Подшивалов в сборнике "Сведения о памятных и исторических местах улиц города Боровска" писал:

"Коммунистическая улица также является старинной улицей Боровска. (...) От большого моста до площади Ленина улица называлась Молчановской, в ней находились дома купцов и промышленников Молчановых, Калашниковых и других. На улице Борисоглебской (Коммунистическая) стоит под N 69 дом П. З. Капырина, где находится детсад N 3".

Протоиерей Благовещенского собора Димитрий Орлов высказал такую мысль:

- Скорее всего, все дома от храма до особняка, где в настоящее время размещается Боровская вечерняя школа, храму и принадлежали. До настоящего времени возле собора сохранилась стена бывшей церковной лавки.

Исходя из вышеизложенного, можно выдвинуть две версии. Первая: дом N 6 по Коммунистической улице изначально принадлежал Благовещенскому собору. Вторая (более слабая): дом построил купец Капырин и подарил его своему сыну Иоанну Капырину, который до революции был соборным иереем. Как известно, некоторые священники в свободное от службы время занимались писанием икон. Не от отца ли Иоанна остались баночки-скляночки, найденные В. А. Кобзарем? Тогда получается, что дом вновь обрел хозяина, тесными узами связанного с Церковью и иконописью...

А. И. Файнгерц
Город Боровск Калужской области