Московский журнал

 М. Колкер

N 9 - 2007 г.


Историко-краеведческие чтения. Касимов 

Лебедевская игрушка

Ирина Александровна и Михаил Анатольевич Лебедевы В дом Лебедевых на окраине Касимова я постучался в полдевятого утра. Михаил уже собирался уходить - в городе дела, Ирина готовила завтрак. Но так уж устроен этот дом, что, несмотря на ранний час, замерзшего корреспондента усадили за стол, напоили сладким чаем из большой красивой кружки, и хозяин на время отложил дела в городе, а жена хлопоты по хозяйству. И сам собой сплелся разговор.

Лебедевы Ирина и Михаил. Касимовские художники-керамисты, известные далеко за пределами Рязанской области. Работают на основе народных промыслов, но традиции творчески переосмыслены и переплавлены в новое, свое - лебедевское. Михаил - здешний, касимовский, тринадцать лет преподает в художественной школе. Ирина - родом из Иркутска, художник универсальный. Кроме керамики, создает удивительные панно из лоскутков, кружева, кусочков кожи. Дети, Дмитрий и Глафира, начали лепить с трехлетнего возраста, сейчас оба - студенты отделения художественной керамики Абрамцевского колледжа.

- Да, с керамикой случайно все вышло, - восстанавливает ход событий Михаил, получивший первоначально образование как художник-оформитель. - Просто нужно было детям в школе преподавать пластику, то есть скульптуру. А она, знаете, требует много затрат: глина, каркасы... Да и тяжело первоклашкам с нею возиться. Ну и решил директор: будем учить керамике! Вызвал меня. Я говорю: «Не умею». А он мне: «Учись!» Вот и научился. Так что никакого перста судьбы не было. Случайность.

Все у него случайность... И керамика, и то, что удивительную игрушку делает, и то, что в школе детей учит. Работал оформителем - хлебная профессия. Но в начале 1990-х не нужны стали площадные плакаты и заводские стенгазеты - пошел в школу. Ну не любит мужик высоких слов, вроде «философии творчества» и «судьбоносного призвания», - вот и объясняет просто. На самом деле всегда знал, что в основе их с Ириной работ лежат глубокие человеческие чувства, только говорить о них нужно аккуратно, чтобы не «затереть» словами.

Лебедевская игрушка родилась так. В Касимовском районе есть две деревни - Вырково и Ерыгино, где испокон веку «лепили глину». В каждой избе гончарный круг стоял. Делали хорошую посуду, возили подводами на ярмарки. А между делом ваяли смешных коников-свистулек - детям на забаву, себе на радость. В середине 1930-х годов кустарная посуда не нужна стала, и промысел начал затухать. Но еще долго вырковскими игрушками забавлялись ребятишки в окрестных селах, в Касимове, да и в самой Рязани. Сегодня в Выркове с глиной работает только один гончар - дед Василий Петрович Есин. Удивительные у него получаются коники... Вроде бы грубо вылеплены и облив (покрытие цветной глазурью) неровный, а есть в них какая-то необъяснимая сила, скрытое движение и веселье. И мелодия из них высвистывается летняя, травяная, душистая.

- Я когда дедовскую игрушку увидел, у меня прямо стезя лошадиная открылась. Ничего, кроме коников, не лепил! - рассказывает Михаил. - Но говорить, что мы промысел вырковский возрождаем, - неправильно. У нас и глина другая, и печи. Да, приемы какие-то взяли у Деда... Для того чтобы промысел возродить, нам нужно туда, в Вырково переселяться - врастать в их жизнь, быт, в их овраги и перелески...

Не любят Лебедевы, когда к их работе применяют термин «промысел». Считают: слишком большая ответственность. Ну и Бог с ним, с «промыслом», назовем это семейным делом. Ведь детей своих, Дмитрия и Глафиру, они с младенчества к глине приучали. А потом, когда подросли дети, за одним рабочим столом с родителями сидели. Мать фигурку лепит, дочь заглаживает, сын глазурью покрывает, а отец обжигом занимается. Так, наверное, и много веков назад сидела рядком крестьянская семья - в Выркове, в Дымке, в Филимонове.

Дом у художников Лебедевых - с теплым добрым воздухом. Комнаты заставлены стеллажами. А на них - книги: Грин, Экзюпери, Андерсен. И повсюду - на полках, на подставках, просто на подоконниках - игрушки. Свезенные со всей России и свои собственные. Если рассматривать каждую в отдельности, месяца не хватит.

- Это - дурочки деревенские, - показывает мне Ирина трех забавных девчушек в сарафанах, с разинутыми ротиками и хитрющими глазками. - В Касимове раньше много юродивых было. Божьи люди у церквей сидели да и просто по домам ходили, истории всякие рассказывали, судьбу предсказывали. Вот слепила я серию касимовских дурочек. А это ангелы рождественские...

Глина у Лебедевых какая-то особенная. Без добавок, а кажется, что блестит на свету разноцветными огонечками. Будто с вкраплениями слюды или сланца.

- Глину Михаил почти рядом с нашим домом нашел, в овраге. Раньше привозили мы ее. А эту попробовали и обомлели - светится вся! - говорит Ирина.

Касимов

...А потом свистели мы в разные свистульки и звенели в колокольчики. У каждой птички, у каждого коника оказывался свой голос, своя мелодия.

- Все от полости зависит и от отверстия. В деревнях веками эти точки, объемы, параметры вычисляли. Вот дед Василий - тот с закрытыми глазами может отверстия в своих кониках делать, никогда не ошибается. А у нас поначалу много образцов в брак шло. Не находился нужный звук - и все тут.

Свистульки и колокольчики у Лебедевых с секретом. Они печаль и тоску отгоняют, а счастье с удачей приманивают. Может, поэтому в доме у них так тепло и радостно.

- Я, сколько себя помню, только и делаю, что леплю, - между делом говорит Ирина. - То, что в Касимов приехала, Михаила встретила, что вместе игрушку народную любим - разве не судьба? Не вспугнуть бы судьбину: улетит, потом не отыщешь...*

*»Мещерская сторона». 22 декабря 2004 г. (под назв. «Смешная дудочка судьбы»). Печатается в сокращении.