Московский журнал

 В. Потапов

N 9 - 2007 г.


Историко-краеведческие чтения. Касимов 

Татарский след

В 1438 году на востоке от Московского княжества на развалинах Золотой Орды образовалось Казанское ханство. Первый казанский хан Улу-Мухаммед, стремясь распространить свою власть на земли с русским населением, вступил в ожесточенную борьбу с Москвой за преобладание в Северном Поволжье.

В июле 1445 года казанское войско одержало крупную победу над ратью Великого князя Московского Василия II, захватив в плен его самого и ближних бояр. В ханской ставке Василию II продиктовали тяжелые и унизительные условия: мирным договором, кроме огромного выкупа, предусматривалось выделение в заокской Мещёре особого удела, предназначавшегося для сыновей Улу-Мухаммеда - Касима и Якуба.

Это соглашение на Руси восприняли с возмущением. В 1446 году двоюродный брат Василия II Дмитрий Шемяка предпринял поход на Москву, в результате которого Великий князь был схвачен и ослеплен, за что получил прозвище Темный. Но на помощь ему поспешили Касим и Якуб, восстановившие Василия Темного на престоле.

Тем временем в Казани шла ожесточенная междоусобная борьба за власть. Ее итогом явилась гибель Улу-Мухаммеда от руки собственного сына Махметека, ставшего правителем Казанского ханства. Угроза смерти нависла и над братьями Махметека Касимом и Якубом как главными его конкурентами. Молодые царевичи со своими людьми и воинами нашли убежище в Московском княжестве. Они принимали участие в многочисленных войнах, которые вел тогда Василий Темный. Во время одного из походов Якуб погиб, а Касим в 1452 году получил от Великого князя в вассальное владение Городец-Мещерский с округой. С этого времени вся Мещёра стала платить дань касимовским царям.

При создании Касимовского царства Василий Темный преследовал далеко идущие политические цели. Прежде всего - обезопасить себя со стороны только что возродившейся Казани: с помощью Касима нетрудно было поддерживать междоусобицы и беспорядки в Казанском ханстве. Царевич Касим, вооруженный Москвой, мог со временем занять казанский престол - со всеми вытекающими из этого благоприятными для Руси последствиями... Безусловно, Улу-Мухаммед первоначально имел в виду совершенно другое: усиление своего военно-политического контроля над Московским княжеством и обогащение татарской знати, заполучившей Мещёрскую область. Действительность, однако, опрокинула все расчеты казанцев: смерть Улу-Мухаммеда, воцарение в Казани Махмутека и конфликт между братьями вскоре привели к тому, что царевичи приняли статус вассалов Великого князя. Теперь природа Касимовского царства принципиально изменилась. Ханами назначались представители татарской знати, принявшие русское подданство. Они находились под строгим присмотром и являлись покорными слугами Москвы, представляя собой важный козырь как в сложной дипломатической игре, так и в прямых вооруженных столкновениях с Казанью, Крымом и Большой Ордой.

Правители Касимовского царства носили титул царевичей (султанов) или царей (ханов) и выбирались исключительно из числа чингисидов - прямых потомков Чингисхана и его сына Джучи.

После смерти Махметека (1467) Касим при поддержке Великого князя Московского Ивана III предпринял поход на Казань. У него были все основания занять ханский престол. Однако, подойдя к Волге, на противоположном берегу которой стоял со своим войском Ибрагим - сын Махметека, Касим не решился переправиться. К тому же его союзники в решающий момент не оказали ему поддержку. Надежда Касима стать казанским ханом умерла, а вскоре (1468) умер он и сам.

Преемником Касима стал его сын - царевич Даньяр, в 1471 году переименовавший Городец-Мещерский в Касимов. Русскому государю служил он верой и правдой. Иван III «содержал [его] на своем жалованье с 500 всадниками».

После смерти Даньяра Иван III передал касимовский престол Нур-Даулету, который в 1466-1468 годах правил крымским ханством, но был свергнут своим братом. В 1479 году Нур-Даулет поступил на службу к Великому князю Московскому и вскоре завоевал у того большой авторитет. В 1480-м он в составе русско-татарского войска участвовал в походе против золотоордынского хана Ахмата. Вместе с Касимовским царством Мур-Даулет получил титул царя, что уравняло его с казанскими, крымскими и астраханскими владыками.

Нур-Даулету наследовали сыновья Сатылган (1493-1506) и Джанай (1506-1512). Джанаю, в свою очередь, - астраханский царевич Шейх-Аулияр - двоюродный брат хана Золотой Орды Сеид-Ахмета.

После смерти Шейх-Аулияра (1516) касимовский престол занял его сын Шах-Али (Шиг-Алей). Именно при нем Касимов иногда называли Шигалеевым царевым городом, Ханкерманом (ханской крепостью). Шах-Али - наиболее знаменитый касимовский владетель, оставивший заметный след в истории не только города Касимова, но и всего русского государства.

Еще в 1487 году казанское ханство попало в вассальную зависимость от Москвы. В княжение Василия III из-за Казани началась борьба между Москвой и крымскими ханами, также стремившимися сажать на казанский престол своих ставленников. Козырной картой Крыма стало Касимовское царство, которое рассматривалось как субъект, способный оказать давление на Москву. В 1518 году крымский хан Мухаммед-Гирей попытался разыграть эту карту. Он вознамерился занять казанский престол и уговаривал Василия III отдать Касимов одному из его сыновей, отобрав царство у Шах-Али. Но казанская знать не желала усиления влияния Мухаммед-Гирея. Она обратилась к Василию III с просьбой назначить на ханство в Казань именно Шах-Али, родившегося в России и выросшего в русской среде. Просьба казанцев совпала с планами Великого князя, давно готовившего казанский престол для этого «служилого» касимовского царевича. 5 апреля 1519 года Шах-Али водворился в Казани.

Между тем Мухаммед-Гирей вступил в переговоры с польским королем Сигизмундом. Усилилась активность крымских агентов и в Казанском ханстве. Влиятельная группировка местной знати, вступив в тайные переговоры с Крымом, готовила переворот, который и осуществился в апреле 1521 года: Шах-Али и его ближайшее окружение были взяты под стражу, русские и касимовские войска разгромлены. Погибло 5 тысяч гвардейцев Шах-Али и тысяча русских солдат. Шах-Али бежал в Москву. Престол в Казани занял крымский хан. Но в 1530 году промосковски настроенные казанские феодалы изгнали его и запросили у Москвы нового хана. Кандидатура Шах-Али была ими отклонена. Тогда в 1531 году Василий III назначил на Казанское ханство младшего брата последнего - Джан-Али, которому в то время исполнилось 15 лет.

Трехлетнее правление Джан-Али, ознаменованное миром и спокойствием, вызвало ревность Шах-Али. Он пустился в интриги и, разоблаченный, был заточен с женой в Белоозере.

В декабре 1533 года умер Василий III. К власти пришло слабое правительство Елены Глинской. Пользуясь этим, казанцы совершили очередной дворцовый переворот: в 1534 году убитого ими Джан-Али сменил Сафа-Гирей. Москве для очередного дипломатического маневра вновь понадобился Шах-Али. В 1536-м он освобождается из заточения и в начале 1537 года вторично занимает касимовский престол - теперь уже в качестве царя.

В середине 40-х годов XVI века в Казани вновь усилилась прорусская политическая группировка, добившаяся свержения Сафа-Гирея и возвращения Шах-Али. В марте 1546 года его провозгласили казанским ханом, но не более чем через месяц он был вынужден снова бежать в Касимов.

В марте 1549 года погиб Сафа-Гирей, наследником которого стал его двухлетний сын Утемишь-Гирей, что дало повод Ивану IV начать очередной поход против Казани. И опять в состав русского войска влился татарский отряд касимовского царя Шах-Али. 6 августа 1551 года он въехал в Казань в сопровождении двух московских бояр, «посадивших его на царство». На следующий день Шах-Али объявил свободу русским пленным. По подсчетам летописцев, из Казанской земли вернулось тогда на Русь 60 тысяч человек - многие из них находились в плену по 20 лет и более.

Однако Шах-Али вел двойную игру: с одной стороны, подчинялся Москве, с другой, - поглядывал на Крым. Подобная двойственность вызывала скрытый ропот среди приближенных. До Шах-Али начали доходить слухи, что его хотят убить. Тогда он жестоко расправился с недовольными: устроил пир во дворце, во время которого приказал вырезать всех уличенных или только подозреваемых в измене. По свидетельствам очевидцев, кровь лилась рекой. Это событие шокировало казанцев и переполнило чашу терпения Ивана IV, незамедлительно отозвавшего Шах-Али из Казани в Касимов.

Во время четвертого казанского похода касимовская конница, возглавляемая Шах-Али, оказала серьезную помощь в осаде города. После взятия Казани Шах-Али был назначен главным начальником русского войска, направленного против Ливонского ордена...

Фигура, как видим, неоднозначная, хотя и колоритная. До самой своей смерти Шах-Али оставался касимовским ханом. Умер 20 апреля 1567 года и похоронен в Касимове, в построенном им мавзолее, сохранившемся до наших дней.

В начале 1570 года Иван Грозный передал Касимов во владение правнуку золотоордынского хана Ахмета Саин-Булату. Вопреки обычаю, он сделал для этого молодого, нигде ранее не бывшего на престоле царевича исключение и собственной властью произвел его в цари. 1573 году Саин-Булат принял православие с именем Симеон, после чего ему пришлось оставить Касимов (царский титул он сохранил). Дальнейшая история Симеона Бекбулатовича, одного из самых верных слуг и сподвижников Ивана Грозного, по странной прихоти своего повелителя провозглашенного «Великим князем всея Руси» и много бед из-за этого перенесшего, хорошо известна...

После Саин-Булата в Касимове 16 лет царствовал внук астраханского хана Мустафа-Али.

В 1600 году Борис Годунов пожаловал Касимов Ураз-Мухаммеду - племяннику казахского хана Тевеклея, еще в 1594-м обратившемуся к России с просьбой о принятии казахов в подданство. До этого Ураз-Мухаммед участвовал в войне со шведами, в походе против крымских татар. Короновавшись в Касимове, он стал одним из наиболее значительных лиц государства. Однако его судьбу круто изменили события Смутного времени.

В декабре 1605 года Ураз-Мухаммед получил от Лжедмитрия I грамоту, подтверждающую прежние пожалования. Во время восстания Ивана Болотникова он, по оценкам историков, являлся одним из руководителей восставших Поволжья, а Касимов стал одним из политических центров мятежников в этом регионе. В 1606 году Ураз-Мухаммед получил грамоту «царя Дмитрия», которая наделяла его полномочиями командующего объединенной ратью служилых людей из городов, примкнувших к Болотникову. По всей видимости, Ураз-Мухаммед собирал ратников, чтобы привести их в болотниковский лагерь в Коломенском.
Татарский след

Все это побудило царя Василия Шуйского в начале декабря 1606 года, после поражения восставших под Москвой, послать в Касимов карательную экспедицию под предводительством боярина Ф. И. Шереметева. «Царь Дмитрий» в своей грамоте поставил вопрос о помощи Ураз-Мухаммеду. Однако отразить натиск Шереметева не удалось: тот штурмом взял город, учинив жестокую расправу над оборонявшимися. В Касимов был назначен воевода Юрий Ушатый. Ураз-Мухаммед вернулся туда же, вынужденный отныне полностью подчиняться Шуйскому и мириться с усилением в Касимове власти воеводы. Когда весной 1607 года появился новый самозванец - Лжедмитрий II, Шуйский «повелел Касимовскому царю выступить со своими татарами в поход и опустошить страну вокруг его владений, чтобы мятежники нигде не смогли найти себе ни припасов, ни провианту». Осенью 1608 года Ураз-Мухаммед получил новое предписание - «идти с царем в Суздаль». Однако не подчинился и предпочел стать на сторону Лжедмитрия II. Возможно, он в самом деле принял самозванца за истинного русского царя, возможно, существовали и другие причины. Как бы то ни было, некоторое время касимовские татары «держали руку» Лжедмитрия II. Ураз-Мухаммед перебрался на жительство в лагерь «Тушинского вора», с готовностью присягнул ему и ревностно служил, величая его «Великим государем царем» и «Великим князем Дмитрием Ивановичем всея Руси», а себя - «государевым холопом». С Ураз-Мухаммедом был вполне солидарен и ногайский князь Петр Арсланович Урусов.

В конце декабря 1609 года Лжедмитрий II сбежал в Калугу. Туда же отправились и касимовские татары во главе с Ураз-Мухаммедом, который, оговоренный перед «государем» собственным сыном, был вскоре предательски убит на охоте. На охоте же погиб и самозванец - от рук узнавшего правду и возгоревшегося жаждой мести князя Петра Урусова...

В Касимове настало междуцарствие, длившееся до 1614 года, когда появился новый касимовский царь - внук сибирского хана Кучума Арслан. Ни в войнах, ни в походах он не участвовал. За время своего правления неоднократно приезжал в Москву, принимаемый царем Михаилом Федоровичем всегда с большим почетом. Однако власть его оказалась существенно урезанной, распространяясь на одних только татар и жителей посада. В Касимов посадили воеводу, призванного контролировать действия владетеля и доносить о ней в Москву. Иными словами, русское правительство отныне проводило политику ассимиляции татарского анклава на своей территории. Так, оно строго следило за тем, чтобы ни касимовский царь, ни его подданные-татары не поддерживали несанкционированных связей с иноземными мусульманами. Когда в 1627 году Арслан скончался и владетелем Касимова стал его сын Сеид-Бурхан (город он получил в наследство еще ребенком и состоял под опекой матери Фатимы-Султан и деда Ак-Мухаммеда), то по окончании срока опекунства Москва начала настаивать на необходимости принятия им православия. Татарский следПоначалу, ссылаясь на свою молодость, Сеид-Бурхан не соглашался, но в конце концов в августе 1653 года крестился с именем Василий и, вопреки существовавшей традиции, остался касимовским царем, хотя все доходы его царства шли теперь в казну. В Касимове форсируется строительство православных храмов. Заметно возрастает численность русскоязычного населения в округе, начинается его массовая христианизация. Повинуясь правительству и духовенству, народ переходил в православие целыми деревнями. Большое усердие в деле обращения иноверцев проявлял архиепископ Рязанский Мисаил. В начале 1654 года он посетил Касимов, потом отправился в Кадомский и Шацкий уезды, где тогда крестилось более 4 тысяч человек - магометан и язычников. Однако среди татар и мордвы зрело ожесточенное сопротивление владыке. В апреле 1656 года он был убит (впоследствии причислен к лику святых в чине священномученика). Трагедия эта, впрочем, послужила к вящей славе дела, которому архиепископ Мисаил столь ревностно служил: через год крестились все его убийцы...

После смерти Василия Арслановича (1679) Касимовское царство теряет самостоятельность. Фатима-Султан тяжело болела. Правительство, не желая омрачать ее последние дни, оставило за ней титул касимовской царицы. В 1681 году она умерла. Существует легенда, что под конец жизни Фатима-Султан втайне от касимовских татар исповедовала православие, за что и была ими задушена.

Касимовское царство перестало существовать, формально отойдя в распоряжение дворцового ведомства.