Московский журнал

 А. Белай

N 7 - 2007 г.


Карандашом, резцом и кистью 

Новые росписи старинного московского храма

В декабре 2006 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил росписи храма Софии - Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке, которые выполнили трое изестных московских художников - Сергей Александрович Гавриляченко, Сергей Анатольевич Сиренко и Илья Александрович Каверзнев - совместно с помогавшими им студентами и выпускниками Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова.

Коллектив художников, расписывавших Софийский храм (справа налево: четвертый - И. А. Каверзнев, седьмой - С. А. Гавриляченко,

Коллектив художников, расписывавших Софийский храм (справа налево: четвертый - И. А. Каверзнев, седьмой - С. А. Гавриляченко,
восьмой - С. А. Сиренко). Фотография 2006 года

Этот храм - один их старейших в Москве. Возведен, как сообщает справочник «Православная Москва» (М., 2006), в 1650 году на месте существовавшего с 1480 года деревянного, построенного переселенцами из Нижнего Новгорода. Известно, что в 1628 году в храме существовал придел во имя святителя Никиты Новгородского. В 1652 году была выдана грамота на освящение нового придела во имя Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского. Храм капитально перестроен в 1692 году; после французской оккупации реконструирован в стиле ампир. В 1816 году появилась колокольня, в 1842-м - Казанский придел.

Храм был закрыт в 1930-х годах и переоборудован под учреждение, утратив главы. В 2001-м здесь начались восстановительные работы.

Свою задачу художники изначально сформулировали в виде триединства смысловой, историко-художественной и пластической составляющих. Первая диктовала необходимость в процессе благоукрашения Софийской церкви ставить во главу угла художественное отображение идеи Домостроительства Божия, в том числе Промысла Божия о России, исходя из чего предполагалось включить в роспись изображения наиболее чтимых русских святых, особенно покровителей Москвы, и, памятуя о создателях храма - новгородцах, - святых Новгородской земли. Вторая требовала сохранить стиль живописи и орнаментального оформления, характерный именно для данного конкретного памятника. Наконец, третья обязывала учитывать архитектурное своеобразие последнего при выборе той или иной плоскости, сюжета, иконографии. Кроме того, принимался во внимание и факт участие в воссоздании храма военных (Федеральной службы безопасности): в качестве небесных заступников прихожан и благотворителей были избраны святые воины. Наконец, в росписи приделов следовало отобразить житие святителя Николая и историю Казанской иконы Божией Матери.

Все началось с разработки иконографической программы. Она включала в себя богословское обоснование и основные композиционные идеи-эскизы, определяющие основу связи стенописей с архитектурой. Создание и осмысление программы - совместный труд настоятеля храма, иконографа и стенописцев. Каждый вносил посильную лепту в совместное делание и представлял результаты на рассмотрение искусствоведческой комиссии при Епархиальном Совете. К тому же любое прикосновение к стенам, чья история насчитывает не одну сотню лет, согласовывалось с организациями, оберегающими московское культурно-историческое наследие.

Одна из главных трудностей, с которой столкнулись художники, - отсутствие каких-либо фотографий интерьера храма, что исключало путь прямого воссоздания росписей. Лишь в своде четверика сохранилась масляная живопись, относящаяся, судя по стилистике, к середине XIX века. Она-то и явилась камертноном-образцом и источником изобразительных идей для новых стенописей, причем, с одной стороны, необходимо было связать их с сохранившимися, с другой, - не мыслилось прямое реставрационно-копийное вхождение в XIX век. Стенописцы стремились и понять традицию, и представить ее «трансляцию» в современность. За основу композиционных решений брались древние иконографические изводы с их последующим переложением на язык академической живописи. Уцелевшая живопись задала цветовой камертон - разнообразные сочетания красно-розового с дополняющими вариациями зеленых колеров.

Поскольку в восстановлении храма напрямую участвовала Федеральная служба безопасности Российской Федерации, с самого начала планировалось наполнить росписи внутренними смыслами, продолжающими традицию воинских (войсковых, полковых) храмов-палладиумов, чтущих и поминающих всех, «живот свой за Отечество положивших». Изображения святых воинов на стенах четверика и в арочных медальонах дополнены церковно-историческими сюжетами в Казанском и Никольском приделах. Художники не позволили себе «новомыслия», выбрав из описания чудес и знамений Казанской иконы Божией Матери свидетельства ее прямого ратного заступничества во времена преодоления смут и укрепления российской государственности. Задумывая основные церковно-исторические сюжеты, они даже не предполагали многих открывавшихся по ходу дела смысловых связей. Так, эскизы росписи «Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы патриарху Ермогену и Димитрию Пожарскому» возникли еще до установления праздника 4 ноября, символизирующего нерушимость государственного единства России.

Опуская дальнейшие подробности, приведем итоговый отзыв искусствоведческой комиссии при Епархиальном Совете о росписях Софийской церкви: «Работа оценивается (...) высоко и производит сильное впечатление, особенно новизной сюжетов в приделе Казанской иконы Божией Матери».

Со своей стороны добавим, что главным для руководителей работ было - создать коллектив, способный трудиться «артельно», то есть с четким распределением обязанностей: кто-то занимается организацией всего процесса, кто-то отвечает за общее композиционное решение, кто-то реально воплощает идеи-эскизы. Будучи преподавателями Суриковского института, они пригласили к сотрудничеству студентов-старшекурсников и выпускников, что явилось для молодежи хорошей школой: потрудившиеся в храме Софии - Премудрости Божией прошли путь полноценного осмысления всего хода работ - от изначального замысла до его воплощения на стенах.


1. Росписи московского храма Софии - Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке (2005-2006)
2. Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы священномученику Ермогену, Патриарху Московскому, и князю Димитрию Пожарскому (западная стена придела во имя иконы Казанской Божией Матери)
3. Сошествие Святого Духа на апостолов (западная стена центрального пространства храма)
4. Вход Господень в Иерусалим (свод придела во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского)
5. Восточная арка трапезной
6. Образа великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного князя Александра Невского (северная стена центрального пространства храма)
7. Благословление М. И. Кутузова на брань 8 июля 1812 года (южная стена придела во имя иконы Казанской Божией Матери)
8. Одоление иноплеменных. Вязьма, 22 октября 1812 года (северная стена придела во имя иконы Казанской Божией Матери)


Подпись под фотографией:
Коллектив художников, расписывавших Софийский храм (справа налево: четвертый - И. А. Каверзнев, седьмой - С. А. Гавриляченко, восьмой - С. А. Сиренко). Фотография 2006 года