Московский журнал

 Е. Петрова

N 6 - 2007 г.


Из записной книжки московского старожила 

Двадцать километров Савеловской железной дороги

Сравнение сведений, приводимых «Иллюстрированным путеводителем по окрестностям Москвы» 1926 года1 с современным состоянием московской застройки на первых двадцати километрах Савеловской железной дороги позволяет проследить, как разительно все здесь изменилось на протяжении одной человеческой жизни...

Среди радиальных железных дорог, стекающихся к Москве, Савеловская - самая молодая. Ее соорудили для связи с Верхней Волгой (станция Савелово) в конце XIX века и открыли в 1901 году. В моей детской памяти сохранились предвоенные вагоны, вечерами тускло освещенные фонарями. По этой дороге мы с родителями ездили за грибами в леса близ платформы Лобня. Теперь Лобня - большой промышленный город.
Савеловский вокзал до 1990-х годов
Савеловский вокзал, возведенный в 1899 году, был одноэтажным и располагался за границей города, проходившей по Камер-Коллежскому валу. В 1992 году в результате реконструкции вокзал приобрел второй этаж.

Пересекающая Савеловскую Московская Окружная железная дорога строилась в 1903-1908 годах. Она стала новой административной границей города в 1917 году при Временном правительстве. На севере к Москве присоединилась территория до широтного течения реки Лихоборки. Современники оценивали МОЖД как «одно из грандиозных и красивейших сооружений Москвы»2. Однако активно застраиваться эта новая северная часть столицы начала только после войны. В путеводителе 1926 года отмечено, что станции Окружной «за немногим исключением расположены на пустырях и в открытом поле».

На первых двадцати километрах Савеловской железной дороги после платформы Окружной существовали лишь платформы Бескудниково, Лианозово, Марк и Долгопрудная. Много позже появились Тимирязевская, Дегунино и Новодачная.

Тимирязевская

К востоку от нее ныне находится новый район разновременной застройки на месте Бутырского хутора с прилегавшими пустырями. Это сельскохозяйственное учреждение было основано в 1823 году Земледельческим обществом Москвы, которым руководил князь Д. В. Голицын. Главный корпус Тимирязевской академииЗдесь приобретали практические навыки учащиеся Земледельческой школы. После 1921 года на его базе образовался совхоз - один из первых в стране, ставший образцовым. Совхозная молочная ферма продавала горожанам прекрасное молоко. Наступавшее жилищное строительство еще некоторое время щадило опытную станцию ВНИИ защиты растений, но в конце концов вытеснила и ее.

К юго-западу от современной платформы Тимирязевская простирался обширный дачный участок. Он возник одновременно с основанием Петровской земледельческой и Лесной академии (МСХА) в 1861-1865 годах и на ее землях. В этом месте сохранились единичные дачные постройки на Ивановской улице и парк Дубки с прудом. Многоэтажные жилые дома постепенно «осваивают» территорию парка. Севернее, за полосой жилой застройки, примыкающей к Дмитровскому шоссе, частично еще существуют поля Академии, а далее из окон поезда можно видеть здания студенческого городка и Лиственничную аллею. К счастью, по ней сейчас отменено автомобильное движение - так пытаются сберечь лиственницы. Километровая аллея ведет к сердцу Тимирязевки - центральному ансамблю, сооруженному по проекту академика архитектуры Н. Л. Бенуа.

Окружная

Путеводитель 1926 года сообщал: платформа Окружная постоянно наводнена дачниками, «желающими отдохнуть на лоне природы», а Лихоборка, протекающая в двухстах шагах отсюда, «переполнена купающимися». Близ Окружной - во Владыкино и севернее по железной дороги - путеводитель указывает наличие множества прекрасных мест для летнего отдыха. В ближайших к дороге поселках дачи стоили дорого, в деревне Лихоборы (3 километра от платформы) - заметно дешевле. Это были «уютные домики, окруженные тенью фруктовых садов».

В 1930-х-1940-х годах Нижние Лихоборы начали застраивать восьмиэтажными краснокирпичными домами незатейливой архитектуры. Потом настала эра типовых пятиэтажек. Позже в их массе в качестве объектов точечной застройки появились девятиэтажные башни.

Cразу за МОЖД, к востоку от Дмитровского шоссе, находится уникальный реликт природного ландшафта - место впадения реки Жабенки в Лихоборку. Здесь уцелело несколько старинных ветел и, несмотря на близость шоссе, табунятся утки, остающиеся зимовать в Москве.

На месте деревни Верхние Лихоборы теперь - автобусные парки N 3 и N 7 и службы автосервиса.

Активное жилищное строительство советского периода потребовало расширения площади города. В 1960 году его границу провели по МКАД, а в 1980-х годах вдоль ряда магистралей отнесли еще дальше. Так в черту Москвы оказался включенным поселок Северный, лежащий к северо-востоку от платформы Долгопрудная. В итоге все первые двадцать километров Савеловской железной дороги стали чисто «московскими».

Дегунино

Платформа названа по бывшему селу, известному с XIV века. Жители этого богатого села занимались овощеводством и молочным скотоводством, а также разными промыслами и извозом. Однако Дегунино не упоминается путеводителем среди рекомендуемых дачных мест. Возможная причина - кирпичный завод, построенный в 1860 году купцом 1-й гильдии В. А. Прореховым, в счет арендной платы за землю снабдившим дегунинских крестьян кирпичом для возведения Борисоглебской церкви (рядом с обветшавшей деревянной). Она была закончена через шесть лет. В 1911 году в селе насчитывалось 111 дворов.
Борисоглебская церковь в Дегунино в процессе восстановления. Фотография 1997 года
С 1991 года это - муниципальный округ Западное Дегунино, застроенный многоэтажными домами. В округе в числе прочих находится такое крупное предприятие, как ОАО «Союзцветметавтоматика».

К востоку от платформы лежит Восточное Дегунино, включившее Дегунинские выселки, где восемь десятилетий назад имелось всего 27 дворов. Район застраивался в 1977-1978 годах.

У платформы находится удивительное здание с эркерами и башенками - в стиле сказок братьев Гримм: управление совместного российско-норвежского предприятия по обработке рыбной продукции.

Бескудниково

Деревня с таким названием существовала двумя километрами западнее, и хотя располагалась она «в красивой лесистой местности» (путеводитель), привлекательной для дачников не являлись: их отпугивали черные клубы дыма из гигантских труб кирпичного завода ВСНХ. Завод, основанный в 1874 году купцом 2-й гильдии А. Т. Денисовым, через шесть лет купила Е. И. Юдина. За аренду предприятием крестьянских земель община получала в год 2400 рублей, в том числе 790 рублей - с питейного заведения на Дмитровской дороге. Рядом с платформой был основан еще один кирпичный завод.

После сооружения Московской Окружной железной дороги платформа Бескудниково превратилась в крупный сортировочный узел, связанный с Ярославской железной дорогой. По многочисленным рельсовым путям сновали маневровые паровозы. В начале 1930-х годов здесь вырос рабочий поселок, в котором перед войной уже проживало свыше 8000 человек. От него в сторону Дмитровского шоссе проходила небольшая улица, в 1947 году названная в честь 800-летия Москвы и ставшая одной из главных магистралей района. Микрорайон Дегунино-Бескудниково начал застраиваться в 1964 году. На бывшей территории кирпичного завода А. Т. Денисова возникла площадь Туманяна и прекрасное здание из артикского туфа - кинотеатр «Ереван».

Недавно на пересечении Дмитровского шоссе и Бескудниковского бульвара, как на острове среди бушующих волн, была построена церковь во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.

На бульваре расположен комплекс Института микрохирургии глаза имени С. Н. Федорова.

Просторная площадь у самой платформы в начале XXI века превратилась в огромное торжище, где палатки с сомнительным продовольствием беспорядочно чередуются с промтоварными, продающими второсортные изделия из Турции, Польши, Кореи.

Лианозово

Как писал путеводитель 1926 года, «в 200 саженях от этой одинокой платформы, обрамленной ивовыми аллеями, разместились крестьянские избы и дачи с красивыми резными балконами и уютными мезонинами». Однако и сегодня сохранился небольшой участок с густой сетью улиц, заметно выделяющийся на фоне современной застройки. Этот дачный поселок, расположенный к северо-востоку от платформы, выстроил купец Г. М. Лианозов - последний владелец соседнего села Алтуфьева. Его просторный бревенчатый стоял обособленно в лесу. В конце 1930-х годов дом использовался для летнего отдыха сотрудников МВД с семьями.

В 1926 году в поселке Лианозово существовал клуб. На футбольном поле устраивались матчи местной команды. В период освоения Арктики поселок отдали в распоряжение полярников, назвав его улицы именами героев северных экспедиций.

Застройка Лианозова многоэтажными домами началась в 1975 году. К востоку и юго-востоку от платформы сохранена часть когда-то обширного лесного массива. У края этой лесопарковой зоны на Череповецкой улице находится живописный дом под черепичной крышей - музей картин художника Константина Васильева. В конце 1980-х годов в Лианозове совместно со шведскими специалистами построен крупный молочный комбинат. Просторная площадь у платформы по нынешней «традиции» занята рынком.

Марк

Схема расположения деревень в окрестностях платформы Марк в начале XX века «Тихая и одинокая платформа Марк», как ее характеризует путеводитель, в настоящее время оживляется лишь в субботу и воскресенье - благодаря опять же стихийной барахолке на прилежащей площади. К Дмитровскому шоссе примыкала усадьба Архангельское-Тюриково, от которой до наших дней сохранилась каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами архангела Михаила и Алексия человека Божия. В конце 1870-х годов усадьбу после пожара купил у генерал-майора А. А. Шулепникова М. Ф. Марк. Будучи очень деятельным, Морис Филиппович постепенно приобрел окрестные деревни Заболотье и Лупиху. Женившись на Софье фон Вогау, он служил в фирме ее отца - известного немецкого предпринимателя. В Архангельском М. Ф. Марк построил большую деревянную двухэтажную дачу с тремя открытыми террасами; в Заболотье основал школу для крестьянских детей и родильный приют.

По соседству с Архангельским находились фундаменты старых строений и заброшенный регулярный парк. Эту землю Морис Филиппович подарил своей дочери Фанни, выходившей замуж за Альфреда Александровича Руперти. В 1906-1907 годах зять затеял строительство эффектного дома по проекту известного архитектора И. В. Жолтовского. Прообразом здания послужила вилла «Ротонда» итальянского зодчего Андреа Палладио. Изящный мост-запруда, лестница со львами и парк с мраморными скульптурами дополнили изысканную красоту усадьбы Липенки. Собственная электростанция и центральное отопление обеспечивали теплом и светом дом и оранжереи, где росли экзотические растения.
Усадебный дом в Липенках.
В 1915 году крестьяне, настроенные против «немцев», разорили Липенки и сожгли Архангельское. Владельцы уехали в свое крымское имение, а в 1918 году совсем покинули Россию.

В 1920-м жители деревень Кожурихи-Лупихи, Заболотья и Архангельского создали мелиоративное товарищество. Селение стало называться Ново-Архангельское.

Липовка в конце 1930-х годов служила дачей К. Е. Ворошилову, затем здание передали под медицинские учреждения.

Сегодня облик Архангельского сильно изменился. Близ Успенской церкви выросли двухэтажные коттеджи «новых дачников». По ходу от Дмитровского шоссе сразу за железнодорожной веткой появился поселок «Северная слобода», состоящий опять же из двухэтажных коттеджей - типовых «таунхаузов». Между поселком и Ново-Архангельским сохранился пруд и сильно поредевший лес.

Долгопрудная

Владимирская церковь в селе Виноградово Долгие пруды возникли благодаря запруде на ручье, впадающем в Клязьму. В 1926 году в поселке Северный на возвышенном берегу ручья насчитывалось всего 50 домов. С 1947 года здесь началось строительство водоочистных сооружений для водоснабжения Москвы.

В настоящее время к западу от железной дороги разрослась многоэтажная жилая застройка города Долгопрудного, пока еще не входящего в черту Москвы, в то время как на местности к востоку еще многое напоминает о большой усадьбе Виноградово, известной с начала ХVII столетия3. Сохранилась, в частности, прекрасная церковь Владимирской иконы Божией Матери архитектора В. И. Баженова.

На исходе XIX века Виноградово приобрел предприниматель М. Я. Бучумов. Он построил на берегу пруда многочисленные дачи, сдавая их внаем. В 1911 году хозяйкой Виноградова стала Эмма Максимовна Банза (интересно, что и К. Банза и М. Марк являлись членами торгового дома «Вогау и К0»). С Дмитровского шоссе за прудом виден большой деревянный дом, возведенный новой владелицей на месте снесенных дач, а за ним - дом ее сына Германа. В 1919 году в национализированной усадьбе организуется детско-подростковый туберкулезный санаторий, существовавший до 1941 года, когда сюда перевели краснополянские районные организации, потерявшие свои помещения в результате бомбежки, и организовали эвакогоспиталь. С 1960 года в этом здании вновь размещается детский санаторий - кардиологический.

На землях усадьбы после революции был образован совхоз, но уже в 1921 году его сменило опытное хозяйство НИИ удобрений, главным агрономом которого многие годы являлся профессор С. В. Щерба. В 1937-м Долгопрудное опытное поле преобразовали в Долгопрудненскую агрохимическую опытную станцию, однако уже с конца 1940-х годов земли станции стали сокращаться в связи с наступлением жилой застройки.


1. Розенберг Ю. С. и др. Иллюстрированный путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1926.
2. Останкович Н. Н. Путеводитель по Московской Окружной железной дороге. М., 1912.
3. Щербак И. Г. История села Виноградова // Московской журнал. История государства Российского. 1997. N 12.