Московский журнал

 В. Пуцко

N 6 - 2007 г.


Реликвии 

Находка у Лютикова монастыря

От Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря не сохранилось ничего, кроме заросших травой фундаментов каменных построек, так и оставшихся неизученными. Монастырю посвящено несколько печатных работ1, но они дают мало сведений о его архитектуре. Этот пробел предстоит восполнить теперь уже по обмерам и фотоснимкам. Едва ли не единственным уцелевшим произведением иконописного искусства, исторически связанным с Лютиковым монастырем, является храмовый образ Троицкого собора, хранящийся в Калужском областном художественном музее2. Обитель была уничтожена к началу 1930-х годов3. Иногда среди руин находят фрагменты каменных надгробных плит или отдельные вещи, как правило, не вводимые в научный оборот. Одна сравнительно недавно сделанная находка, думается, заслуживает особого внимания. Именно о ней здесь пойдет речь.
Перстень с изображением архангелов Михаила и Гавриила. Бронза, литье, эмаль. Конец XIII - начало XIV века. Частное собрание (Калуга)
Летом 2003 года возле места святых врат вне пределов монастырского двора обнаружен литой бронзовый перстень, не замеченный археологами и историками искусства и оказавшийся в частной коллекции. По своему типу и характеру художественного оформления (архаизированность, необычный сюжет с двумя фигурами, плотно вписанными в овал щитка) он очень отличается от ремесленных изделий XVI-XVIII веков, в течение многих лет попадавшихся искателям в Калуге у старой переправы через Оку. Окажись возможным включить перстень в определенную группу подобных изделий, вопрос о его происхождении и датировке решался бы крайне просто. Но среди археологических материалов, происходящих из различных русских городов, близких ему аналогов не существует Обычно находят щитковосерединные печатные перстни с орнаментальными мотивами, изображениями птиц и зверей, человеческими фигурками4. Более ранние русские серебряные перстни XII-XIII веков имеют круглые, прямоугольные, квадрифолийные и шестиугольные щитки и также украшены преимущественно растительным орнаментом либо изображениями птиц и зверей; иногда на них мы видим крест, геральдическую эмблему5. Уникальным является отнесенный к XII веку золотой перстень с Куликова поля: на шестигранном щитке-ковчежце - архангелы Михаил и Гавриил в лоратных одеяниях и с славянские сопроводительные надписи6. Обычай помещать на щитке перстня фигуры архангелов - византийский, известный по крайней мере с VI столетия7. Им предшествовали римский орел (символ победы) и древнегреческая богиня судьбы Тихе8. Восточное Средиземноморье уже в VI веке знало подвесные печатки с изображениями мучеников, а позже на них появляются и образы святых воинов9.

Диаметр перстня, обнаруженного у Лютикова монастыря, составляет 2,5 см, размеры щитка - 2,8х2,5см, из чего заключаем, что он является мужским. Гладкая шинка расширяется со стороны, к которой прикреплен щиток, отлитый (не очень качественно) в односторонней форме. Потертость рельефа, по-видимому, объясняется длительным употреблением изделия. По ряду деталей не столько прослеживается, сколько угадывается, что литой рельеф обрабатывался резцом. Композиция достаточно примитивная. Фронтальные фигуры имеют неестественно укороченные пропорции и крупные головы, непомерно длинные руки с весьма схематизированными кистями. Ступни не обозначены вообще. Нет и отчетливо очерченных нимбов, да для них и не оставлено место на небольшой плоскости. Широкие безбородые лица - юношеские, судя по непокрытым головам. Однако это не мученики, поскольку не держат крестов.
Собор архангелов Михаила и Гавриила. Икона из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге. Вторая половина XIII века. Государственный Русский музей
Перед нами, очевидно, архангелы Михаил и Гавриил. Их одежды подобны церемониальному облачению византийских императоров, непременной принадлежностью которого являлся лор - широкая длинная полоса ткани спереди, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. Нет никаких сомнений в том, что на перстень в крайне упрощенном виде нанесена композиция «Собор архангелов Михаила и Гавриила», предполагающая их стоящими в рост и держащими медальон с образом Христа Эммануила. Она оформилась в византийском искусстве в послеиконоборческий период10 и представлена, в частности, на датируемой второй половиной XIII века храмовой иконе собора великоустюжского Михаило-Архангельского монастыря11. Русский иконописец стремился с максимальной точностью передать все существенные иконографические особенности византийского оригинала. Впрочем, возникает вопрос: следует ли упрощение композиции относить на счет ремесленника, изготовившего перстень? В монастыре святой Екатерины на Синае, например, находится икона XIII века византийского письма с изображениями стоящих фронтально в рост двух архангелов в лоратных одеяниях12. Изображения выполнены с большой тщательностью в проработке деталей, и поэтому есть возможность проверить основательность только что высказанного предположения по поводу упрощенности рельефа. Композиция, похоже, не пользовалась популярностью в средневековом русском пластическом искусстве. Она встречается только в резьбе двусторонней стеатитовой иконы, найденной на древнем кладбище Чудова монастыря в Московском Кремле и датированной XIII веком13. Архангелы Михаил и Гавриил представлены здесь в рост обращенными друг к другу; размер иконки - 7,0х4,5 см. Попутно заметим, что одежда архангелов не имеет лора.

В произведениях художественного ремесла, изготовленных в упрощенной манере, практически невозможно обнаружить признаки какого-либо определенного стиля. Лишь в отдельных случаях выявляется следование той или иной тенденции. Большеголовые фигуры встречаются преимущественно на каменных иконках XIII века14. Но это само по себе трудно принять в качестве хронологического критерия. При соблюдении данного принципа не должно оказаться более поздних иконографических признаков, которым придана архаизирующая форма. Здесь их не видно.

Наряду с уже отмеченными, изделие имеет еще одну редко встречающуюся особенность: фигуры и фон на щитке частично залиты желтовато-белой эмалью. Подобная заливка характеризует вариант креста-энколпиона конца XIII - начала XIV столетия с выемчатой эмалью (предположительно новгородского происхождения)15. Изображения на щитке перстня и на кресте-энколпионе выполнены в различной манере, но при этом их объединяет общность стиля, присущая памятникам одной эпохи. Столь же плотно вписанные в криволинейную плоскость массивные фигуры наличествуют на серебряном круглом змеевике XIII века, предположительно принадлежавшем князю Андрею Александровичу, сыну Александра Невского16. Еще одной принципиально важной аналогией может служить найденная на Куликовом поле створка бронзового креста-энколпиона XIII века с изображением Христа во гробе17.
Слева Архангелы. Икона. XIII век. Монастырь святой Екатерины на Синае. Справа: Собор архангелов Михаила и Гавриила. Каменная иконка с территории Чудова монастыря в Москве. XIII век. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Не надо думать, что отмеченная выше шаржированность была присуща лишь средневековому русскому ремеслу (в данной связи стоит сказать об изображениях на бронзовых перстнях из сербского некрополя в Трняне18) - это прежде всего характеризует ту социальную среду, для которой изделия предназначались.

Признавая вероятность изготовления описываемого перстня в конце XIII - начале XIV века, испытываешь потребность как-то соотнести его с историей Троицкого Лютикова монастыря, перед входом в который он обнаружен. И тут мы вынуждены признать свое бессилие, потому что о возникновении и раннем периоде существования обители не знаем практически ничего. Есть разрозненные сведения, относящиеся к XVI веку, но когда и кем основан монастырь - лишь предполагают, связывая это событие с князями Воротынскими. Во всяком случае оно могло иметь место и до XVI столетия. Сказать точнее удастся только с получением археологических данных, если на территории монастыря хоть где-нибудь сохранился культурный слой. С учетом того, что в окрестностях Калуги даже в сравнительно недавнее время найдены произведения медного литья XIV века19, факт обнаружения перстня не выглядит совершенно изолированным явлением. Получить более подробную информацию путем анализа самой вещи невозможно и, соответственно, невозможно определить, кто и при каких обстоятельствах потерял перстень в незапамятные времена.


1. Хитрово Н. З. Описание Лютикова Перемышльского монастыря. М., 1826; Извеков М. С. Перемышльский Троицкий Лютиков монастырь, его святыни и древности // Калужская старина. Калуга, 1902. Т. 2.С. 1-32.
2. Пуцко В. Г. Храмовая икона Троицкого собора Перемышльского Лютикова монастыря // Троицкие чтения. 2005. Большие Вяземы, 2006. С. 52-62.
3. Толкачев В. В. История Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря и села Корекозево // Калуга в шести веках. Материалы 3-й городской краеведческой конференции. Калуга, 2000. С. 283-296; Качанова Е. В. История разорения Троицкого Лютикова монастыря // Там же. С. 297-299.
4. Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV вв.). М., 1981. С. 132-139; Сергина Т. В. Раскопки в Окольном городе в 1978-1979 гг. // Археологическое изучение Пскова. М., 1983. С. 101.
5. Макарова Т. И. Черневое дело Древней Руси. М., 1986. С. 39-48; Она же. Перстни с геральдическими эмблемами из Киевского клада // Древности славян и Руси. М., 1988. С. 241-247.
6. Щепкин В. Н. Золотой перстень, найденный на Куликовом поле // Археологические известия и заметки. 1897. Т. V. С. 374-378; Каталог реликвий Донского побоища, найденных на Куликовом поле. К 625-летию Куликовской битвы. М., 2005. С. 9.
7. Ross M. C. Catalogue of the Byzantine and Early Mediaeval Antiquities in the Dumbarton Oaks Collection. Vol. II. Washington, 1965. P. 54-55.
8. Toynbee J. M.C. Roma and Constantinopolis in Late-Antique Art from 365 to Justin II// Studies Presented to David Moore Robinson. Vol. II. Saint Louis, 1953. P. 261-277.
9. Из коллекций академика Н. П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993. С. 68, 74.
10. Вздорнов Г. И. Византийский временник. Т. 32. М., 1971. С. 157-183.
11. Он же. Икона «Собор архангелов Михаила и Гавриила» из Великого Устюга // Сообщения ВЦНИЛКР. Вып. 27. М., 1971. С. 141-162.
12. Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumiation. Chicago-London, 1971. P. 167.
13. Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня. XI-XV вв. // САИ. Вып. 1-60.М., 1983. С. 119.
14. Там же.
15. Полубояринова М. Д. Крест с эмалью из Болгара // Древности славян и Руси. С. 52-55.
16. Николаева Т. В., Чернецов А. В. Древнерусские амулеты-змеевики. М., 1991. С. 78-79.
17. Гриценко Т. А., Пуцко В. Г. Русская металлопластика с Куликова поля // Куликово поле: вопросы историко-культурного наследия. Тула, 2000. С. 214; Каталог реликвий Донского побоища, найденных на Куликовом поле. С. 8.
18. Марjaнови?-Byjoви? Г. Трњане. Српска некрепола (краj XI- почетак XIII века). Београд, 1984. С. 89-93.
19. Пуцко В. Г. О двух образцах русской металлопластики XIV в. // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 4. Тверь, 2002. С. 303-307.