Московский журнал

 Н. Талаева

N 5 - 2007 г.


Русь Православная 

В этом маленьком уголке Русской земли...

Скромный подмосковный сельский храм... Прохлада, полумрак, потрескивают свечи. С икон смотрят лики святых. Прихожан очень немного, но они все свои, ставшие за долгие годы родными и близкими. Из алтаря звучит возглас батюшки - и начинается неспешная красивая служба. Немногочисленный хор поет по памяти, а не по нотам. Так в этом храме пели и в прошлом, и в позапрошлом веке. Кажется, само время в нем замедляет свой бег...

Храм Преображения Господня, в народе обычно именуемый Старый Спас, имеет долгую историю. По преданию, здесь начал свои духовные подвиги на Лопасненской земле (Лопасня - название города Чехов Московской области до 1954 года. - Ред.) преподобный Давид Серпуховской, основатель Давыдово-Вознесенской пустыни. Именно в этом месте хотел он первоначально заложить монастырь, но несколько раз деревянные постройки разрушал приходивший из леса медведь. Преподобный понял это как знак свыше и отправился искать другое место. Поэтому в XIX веке Давидову пустынь называли Новый Спас, а храм Преображения Господня - Старый Спас. Святое место не было забыто, и уже в XVI веке здесь возводится первый деревянный храм.
церковь Преображения Господня на Старом Спасе
Церковь Старо-Спасского погоста, о которой идет у нас речь, расположена в глухом малодоступном краю. Относилась она к древней Хатунской волости. В толковом словаре В. И. Даля погост - это "отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и притча, с кладбищем". Однако в XV-XVI веках погост представлял собой "центр административно-податного округа - крупное селение с церковью и кладбищем (Большой энциклопедический словарь. М., 1998).

В Переписной книге Хатунской волости за 1646 год церковь Преображения Господня числится "за селом Бавыкино, что на Дебле на реке Лопасня". При храме назван двор "попа Ивана Григорьева" и 17 дворов крестьянских. В 1708 году дворцовое село Бавыкино было пожаловано одному из "птенцов гнезда Петрова" князю Григорию Федоровичу Долгорукову (1657-1723). По переписи 1709 года на погосте проживал священник Тимофей Семенов, насчитывалось 7 дворов и 32 человека крестьян. К погосту относились деревни Голыгино, Плешкино, Пешково, Заволепитево. В 1722 году Долгоруков, уже сенатор, построил на Старом Спасе новую деревянную церковь.

За участие в дворцовых интригах вокруг российского престола при Петре II и после его смерти два сына Григория Федоровича были казнены, а владения семьи перешли в дворцовое ведомство.

В середине XVIII века местные жители подали прошение в Духовную консисторию о строительстве у себя нового каменного храма. Ныне существующий возведен в 1780 году тщанием графа Владимира Григорьевича Орлова. Главный престол освящен во имя Преображения Господня, придельный - во имя великомученика и победоносца Георгия.

В XIX веке храм существовал на пожертвования состоятельных бавыкинских крестьян. В ограде находится некрополь семьи Серебровых и их родственников Щеголихиных. Серебровы владели шелковой фабрикой в Москве; по утверждению старожилов, на них работало все село. Самое старое надгробье стоит над могилой Антона Григорьевича Щеголихина - "крестьянина деревни Бавыкино", скончавшегося в 1852 году.

В 1891 году прихожанки Домна Кочеткова и ее дочь Наталия из паломнической поездки в святой град Иерусалим привезли специально изготовленное там и освященное на Голгофе Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом, которое по желанию семьи Кочетковых было установлено в храме Преображения Господня. Кочетковы владели ситценабивной фабрикой в селе Крюково. В народе их ситец называли "кубовым" (фиолетового цвета). Есть в храме и образ великомученика и целителя Пантелеимона, написанный и освященный на Афоне в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. В 1903 году (год прославления) на правом клиросе установили икону преподобного Серафима Саровского. Особенно почитались здесь Казанская икона Божией Матери и икона Живоносный источник. При храме работала церковноприходская школа, где обучались дети из ближайших деревень.

Революционные потрясения и развернувшиеся вскоре гонения на Церковь обошли храм стороной. Конечно, жилось приходу тяжело. Власть душила налогами, храм ветшал, часто менялись священники... Прихожане никогда не переставали молиться об упокоении душ протоиерея Алексея (Смирнова), служившего здесь до 1946 года, и протоиерея Кирилла (Рыбака), хранившего храм до 1984-го. В 1960-х была предпринята попытка закрыть Старый Спас, однако усилиями внучатого племянника А. П. Чехова художника С. С. Чехова храм удалось отстоять.

В 2002 году церковь Преображения Господня была передана в качестве подворья Давыдово-Вознесенской пустыни. Началась реставрация. В настоящее время храм не узнать: купола и крыша покрыты медью, установлены новые вызолоченные кресты, фасад заново оштукатурен и окрашен в теплый желтый цвет, ограда полностью восстановлена, двор вымощен тротуарной плиткой. Вновь разносится по окрестностям малиновый звон колоколов.

Совершенно изменился храм и внутри. Обновленные оклады старинных икон, позолоченное паникадило, сверкающий белизной и чистотой купол создают ощущение радости, праздника. Среди особо чтимых храмовых святынь - икона Божией Матери Ченстоховской и частица мощей великомученика и победоносца Георгия.

В 2005 году церковь Преображения Господня на Старом Спасе вновь стала самостоятельным приходом. Ее настоятелем с 2002 года является игумен Давид (Яковлев). Отец Давид - яркая творческая личность. Он и пастырь, и иконописец, и поэт:

"Прощайте ближнему его грехи, -
Христос сказал,-
В том вам залог спасенья".
Он сам простил своих убийц,
И в этом нам пример и утешенье.
Жизнь коротка, чтоб исправлять другого,
Спаси себя смиренною любовью.
Когда придет твой час прощенье получить,
Как будет страшно, если не дождешься.
Но верно говорит Христос:
"Прости и ты спасешься!", -

Пишет в своих стихах отец Давид, и люди видят и ценят в нем эту смиренную любовь. К батюшке, которого отличает удивительная доброта и терпение, обращаются за советом и помощью многие. Особенно отрадно, что в последнее время в храм стали приходить молодые люди. В лице тоже молодого настоятеля они имеют пример совершенно иной, нежели им зачастую приходится наблюдать вокруг, жизни - нравственной, возвышенной, чистой.

Игумен Давид и дальше продолжает работы по восстановлению прежнего благолепия Преображенской церкви, сталкиваясь с немалыми трудностями, но преодолевая их - ибо Господь не оставляет своих верных. И веет тихой благодатью в этом маленьком уголке русской земли, где нет ничего лишнего - только золото храма, зелень листвы вокруг него и бездонное небо над ним. Мир Божий...