Московский журнал

 Г. Аксенова

N 10 - 2006 г.


Карандашом, резцом и кистью 

Родом из детства

Вячеслав Юрьевич Желваков Беседа специального корреспондента "Московского журнала", кандидата исторических наук Галины Владимировны Аксеновой с заслуженным художником России, членом-корреспондентом Российской Академии художеств, профессором Вячеславом Юрьевичем Желваковым.

Г. В.Аксенова. Вячеслав Юрьевич, Вы принадлежите к тому поколению русских художников, которое активно заявило о себе в 80-е годы XX века. Среди Ваших сверстников - С. Андрияка, С. Присекин, С. Кириллов. Все вы утвердились и в искусстве, и в жизни крепостью таланта, способностью донести до зрителя светлый, достойный образ прошлого и настоящего. Откуда в вас это стремление - и умение - защищать наше прошлое?

В. Ю. Желваков. Все начиналось с дома, с семьи, с родного края, с учителей. Наше отношение к жизни, наши творческие позиции - родом из детства. Я рос в провинциальном городке Яранске, в котором к концу 1950-х годов сохранились только две церкви да колоколенка. Но, к счастью, оставалось нетронутым героико-патриотическое прошлое России. Сначала бабушка мне, а затем и я сам увлеченно читал былины, книги, где говорилось о Пересвете и Ослябе, Александре Невском и Дмитрии Донском, Суворове и Кутузове. Любимым моим произведением в детстве была "Сказка о Мальчише-кибальчише - и нравилось здесь именно то, что Мальчиш носил буденовку, похожую на шлем русского богатыря. Эти впечатления усиливались тем, что в нашем городе обитал странный мужичок, зимой и летом ходивший в буденовке... Таким же символом воинской доблести был шлем танкиста, и мы, мальчишки, страшно завидовали своему товарищу, чей брат, отслужив в армии, носил танковый шлем. Буденовка, шлем, игрушечные солдатики, которых я лепил для себя сам, былины, бабушкины рассказы, атмосфера города - словом, весь огромный мир детских ощущений рождали во мне потребность запечатлевать историю, изображать людей подвига.

Г. В. Аксенова. Как Вы выбрали графику?

В. Ю. Желваков. Это тоже из детства - стремление украшать, иллюстрировать романы и повести, посвященные прежде всего русской истории. Поэтому-то, наверное, одними из первых стали у меня иллюстрации к роману В. Яна "Батый", былинам и Куликовскому циклу. А начиналось все с рисунков к письмам, которые писала бабушка своим родственникам и друзьям. Когда ехал в Москву поступать в Суриковку, мечтал, что буду учиться у народного художника СССР Евгения Кибрика, чьи иллюстрации к "Кола-Брюньон" и "Тарасу Бульбе" подкупали искренностью и профессионализмом. Однако в 1978 году Евгений Адольфович Кибрик скончался. И единственное, что смогло для меня заменить книжную графику - это графика станковая. К счастью, в Суриковке в мастерской графики преподавали сильные и талантливые педагоги - Б. Успенский, Н. Пономарев, А. Якушин. В мастерской мы трудились с ними на равных - и поверили в свои силы, поняли, что такое настоящее искусство. В то же время юношеское стремление к независимости - прежде всего от издательств и типографского процесса - побудило меня к освоению техники офорта и литографии.

Г. В. Аксенова. Выше Вы говорили об истоках чувства истории в Вас. Что она вообще означает для художника Вячеслава Желвакова?

Старая пластинка. Серия «Солдатские песни». Бумага, смешанная техника. 1996 год Ю. В. Желваков. Великое прошлое учит нас быть людьми, достойными этого величия, помогает понять смысл сегодняшней жизни. В моих размышлениях о том, что такое история, я все чаще прихожу к выводу: нельзя вычеркивать из нее наше сегодня. Поэтому как художник-график я обращаюсь и к давним временам, и к современности, которая тоже уже есть история. Карабахский конфликт, трагедия в Буденновске, война в Чечне - эти страницы уже не перепишешь.

Г. В. Аксенова. Тематика Ваших исторических произведений разнообразна. Чем она обусловлена?

В. Ю. Желваков. Выбор темы часто определялся моей работой - сначала в Академических мастерских, затем в Студии имени В. В. Верещагина МВД России. В то же время, как я уже говорил, все они связаны с детством, домом, семьей. К примеру, в 1985 году меня как молодого художника командировали в авиационный полк, расквартированный в Паневежисе, дав задание, что называется, запечатлеть ратный труд военных летчиков. Участвовал в ночном полете, в десантировании. Итог - серия "Ночной полет". Но, работая над ней, я помнил о двух своих близких родственниках - тоже военных летчиках, полковниках авиации, прошедших всю Великую Отечественную войну. Один из них в 1943 году сопровождал самолет Сталина в Тегеран на международную конференцию.

Г. В. Аксенова. Вашей первой большой работой стала серия офортов "Труды и дни Михайлы Ломоносова". Почему Ломоносов? Почему XVII век?

В. Ю. Желваков. XVIII век неисчерпаем, поскольку он представляет собой переломную эпоху в истории нашего Отечества. Я стремился рассказать о становлении русской науки в лице ее зачинателя и величайшего представителя. В институте во время занятий мой учитель Б. А. Успенский любил читать стихи Ломоносова, и в память навсегда врезалось: "Открылась бездна звезд полна..." Со временем мне захотелось понять и осмыслить, каким образом сын рыбака стал тем человеком, без которого невозможно теперь представить историю России. В начале 1980-х годов тема Ломоносова была мало раскрытой и с художественной точки зрения благодатной.

Г. В. Аксенова. А почему офорт?

 Дорога жизни. Серия «Долгие ночи блокадные». Бумага, карандаш. 1995 г. В. Ю. Желваков. Потому что офорт по духу, по колориту близок XVIII веку - веку расцвета русской гравюры. Тогда жил и творил прекрасный гравер Зубов, создавший яркую летопись важнейших событий своего времени. К тому же офорт и литография - уникальные трудоемкие техники, дающие, однако, возможность четче выразить мысль и передать суть изображаемого.

Г. В. Аксенова. Наверное, ни один художник прошлого века не прошел мимо наследия античности - Греция, Рим...

В. Ю. Желваков. Для меня Греция - это прежде всего святая православная земля. Она воспета в стихах, романах, путевых заметках, отображена во множестве скульптурных и живописных произведений. Предшествующие поколения подробно рассказали о ней нам - потомкам. Когда я впервые собирался в Грецию, представлял ее глазами своих предшественников. Но она - к моей несказанной радости - открылась мне с другой стороны: я увидел страну, где история неотделима от современности, а последняя пронизана эпическим духом древней Эллады и мощью Византии. Каждый дом, каждая деревня, каждый камень хранят "преданья старины глубокой". Греки чтут прошлое, в них не атрофировались понятия нации и отечества. Все в греческой истории воспето, никто и ничто не забыто. Это - народ, сохранивший свою силу благодаря живущей в сердцах истории страны. Помнят здесь и подвиги русских солдат, освобождавших Балканы в 1878-м, и в 1945 годах, помнят Ушакова и Лазарева, Плевну и Шипку... И, дай Бог, чтобы настало время, когда в России утвердится такое же отношение к истории.

Г. В. Аксенова. Каков же художественный итог поездок в Грецию?

В. Ю. Желваков. Это несколько серий работ, выполненных в разных техниках: "По Кипру", "Осколки античной цивилизации", "По Греции". Здесь мне хотелось подчеркнуть значимость, красоту и гармонию античного мира, величие духа, бесконечно притягательную силу прошлого, которое не могут уничтожить ни человек, ни время, - возвышающаяся над руинами полная совершенства строгая "Колонна коринфского ордера" служит тому доказательством.

Г. В. Аксенова. А теперь несколько слов о серии "Славные сыны Отечества".

В. Ю. Желваков. К теме воинской доблести я впервые обратился в 1992 году, создав графические портреты четырех выдающихся русских полководцев - Александра Невского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова и Г. К. Жукова. Художественно-композиционное решение портретов было достаточно простым, поэтому и название серия получила "простое" - "Полководцы России". Тем временем размышления над этой темой продолжались, и в 1999 году появилась серия авторских литографий, композиционно более сложных. Она состояла из пяти листов и рассказывала о пяти полководцах, противостоявших врагу не только силой оружия, но и силой духа, даваемой верой: Александре Невском, победившем немецких рыцарей на Чудском озере, Петре I, вернувшем России прибалтийские земли, блистательном Суворове, разбившем турок при Фокшанах, Рымнике, Очакове, Измаиле, Кутузове, обратившем вспять Наполеона, и маршале Жукове, сокрушившем немецкий фашизм. Эту серию я назвал "Славные сыны Отечества". Работа над ней продолжилась в 2004-2005 годах: к перечисленным выше добавились портреты князя Святослава Игоревича, разгромившего хазар и мечтавшего о великом славянском государстве, Великого князя Дмитрия Ивановича Донского - победителя хана Мамая, генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева - учителя великого Суворова, героя войны 1812 года, любимого ученика Суворова - генерала Петра Ивановича Багратиона и генерал-фельдмаршала Александра Ивановича Барятинского, пленившего Шамиля. Впереди рассказ о князе Дмитрии Пожарском, воеводе Шеине, генерале Скобелеве. Хочется когда-нибудь обратиться и к военно-морской славе России.

 Петр Румянцев. Серия «Славные сыны Отечества». Бумага, карандаш. 2005 г. Г. В. Аксенова. Около двадцати лет Вы состоите в художественной студии имени В. В. Верещагина при Министерстве внутренних дел. Когда и кому пришла мысль о создании такого "подразделения" в структуре силового министерства?

В. Ю. Желваков. Если говорить о прецедентах, то много десятилетий при Министерстве обороны работает студия военных художников имени М. В. Грекова. Студия при МВД была создана в 1970 году по инициативе и при поддержке тогдашнего министра внутренних дел СССР Н. А. Щелокова, который имел художественное образование (окончил училище Памяти 1905 года), сам был неплохим художником и поэтому, как говорится, холил и лелеял Студию. В 1993 году, когда отмечали 20-летие Студии, решением Правительства Москвы ей присвоили имя выдающегося русского художника В. В. Верещагина.

Г. В. Аксенова. Я знаю, что у Вас есть другая серия работ - "Кавказ"...

В. Ю. Желваков. "Кавказ" - это серия особая. Побывав в Северной Осетии в то время, когда там вспыхнул осетино-ингушский конфликт и гибли люди, я посчитал необходимым поведать об увиденном. Но не напрямую, не рисуя людей с автоматами, танки, убитых. Я понял: необходимо более глубокое, философское осмысление трагедии, аллегорический рассказ. Так появился триптих "Мертвая птица", "Псы", "Могильник". Отображая северо-осетинскую трагедию, я, повторяю, не хотел выступать в качестве простого художника-репортера: история древнего Кавказа, его уходящие в глубь веков легенды подтолкнули меня к созданию тревожного историко-символического повествования.

Г. В. Аксенова. В заключение - сакраментальный вопрос о Ваших планах на будущее.

В. Ю. Желваков. Я - сотрудник студии имени В. В. Верещагина МВД России, поэтому многие мои планы сопряжены с историей этого ведомства. Есть незаконченные серии - в частности, "греческая", "Музеи мира, опаленные войной", "Полководцы России". Есть идущее - о чем уже говорилось - из детства желание иллюстрировать хорошие книги...