Московский журнал | Г. Аксенова | N 10 - 2006 г. |
Карандашом, резцом и кистью
Родом из детства
Беседа специального корреспондента "Московского журнала", кандидата исторических наук Галины Владимировны Аксеновой с заслуженным художником России, членом-корреспондентом Российской Академии художеств, профессором Вячеславом Юрьевичем Желваковым.
Г. В.Аксенова. Вячеслав Юрьевич, Вы принадлежите к тому поколению русских художников, которое активно заявило о себе в 80-е годы XX века. Среди Ваших сверстников - С. Андрияка, С. Присекин, С. Кириллов. Все вы утвердились и в искусстве, и в жизни крепостью таланта, способностью донести до зрителя светлый, достойный образ прошлого и настоящего. Откуда в вас это стремление - и умение - защищать наше прошлое?
В. Ю. Желваков. Все начиналось с дома, с семьи, с родного края, с учителей. Наше отношение к жизни, наши творческие позиции - родом из детства. Я рос в провинциальном городке Яранске, в котором к концу 1950-х годов сохранились только две церкви да колоколенка. Но, к счастью, оставалось нетронутым героико-патриотическое прошлое России. Сначала бабушка мне, а затем и я сам увлеченно читал былины, книги, где говорилось о Пересвете и Ослябе, Александре Невском и Дмитрии Донском, Суворове и Кутузове. Любимым моим произведением в детстве была "Сказка о Мальчише-кибальчише - и нравилось здесь именно то, что Мальчиш носил буденовку, похожую на шлем русского богатыря. Эти впечатления усиливались тем, что в нашем городе обитал странный мужичок, зимой и летом ходивший в буденовке... Таким же символом воинской доблести был шлем танкиста, и мы, мальчишки, страшно завидовали своему товарищу, чей брат, отслужив в армии, носил танковый шлем. Буденовка, шлем, игрушечные солдатики, которых я лепил для себя сам, былины, бабушкины рассказы, атмосфера города - словом, весь огромный мир детских ощущений рождали во мне потребность запечатлевать историю, изображать людей подвига.
Г. В. Аксенова. Как Вы выбрали графику?
В. Ю. Желваков. Это тоже из детства - стремление украшать, иллюстрировать романы и повести, посвященные прежде всего русской истории. Поэтому-то, наверное, одними из первых стали у меня иллюстрации к роману В. Яна "Батый", былинам и Куликовскому циклу. А начиналось все с рисунков к письмам, которые писала бабушка своим родственникам и друзьям. Когда ехал в Москву поступать в Суриковку, мечтал, что буду учиться у народного художника СССР Евгения Кибрика, чьи иллюстрации к "Кола-Брюньон" и "Тарасу Бульбе" подкупали искренностью и профессионализмом. Однако в 1978 году Евгений Адольфович Кибрик скончался. И единственное, что смогло для меня заменить книжную графику - это графика станковая. К счастью, в Суриковке в мастерской графики преподавали сильные и талантливые педагоги - Б. Успенский, Н. Пономарев, А. Якушин. В мастерской мы трудились с ними на равных - и поверили в свои силы, поняли, что такое настоящее искусство. В то же время юношеское стремление к независимости - прежде всего от издательств и типографского процесса - побудило меня к освоению техники офорта и литографии.
Г. В. Аксенова. Выше Вы говорили об истоках чувства истории в Вас. Что она вообще означает для художника Вячеслава Желвакова?
Ю. В. Желваков. Великое прошлое учит нас быть людьми, достойными этого величия, помогает понять смысл сегодняшней жизни. В моих размышлениях о том, что такое история, я все чаще прихожу к выводу: нельзя вычеркивать из нее наше сегодня. Поэтому как художник-график я обращаюсь и к давним временам, и к современности, которая тоже уже есть история. Карабахский конфликт, трагедия в Буденновске, война в Чечне - эти страницы уже не перепишешь.
Г. В. Аксенова. Тематика Ваших исторических произведений разнообразна. Чем она обусловлена?
В. Ю. Желваков. Выбор темы часто определялся моей работой - сначала в Академических мастерских, затем в Студии имени В. В. Верещагина МВД России. В то же время, как я уже говорил, все они связаны с детством, домом, семьей. К примеру, в 1985 году меня как молодого художника командировали в авиационный полк, расквартированный в Паневежисе, дав задание, что называется, запечатлеть ратный труд военных летчиков. Участвовал в ночном полете, в десантировании. Итог - серия "Ночной полет". Но, работая над ней, я помнил о двух своих близких родственниках - тоже военных летчиках, полковниках авиации, прошедших всю Великую Отечественную войну. Один из них в 1943 году сопровождал самолет Сталина в Тегеран на международную конференцию.
Г. В. Аксенова. Вашей первой большой работой стала серия офортов "Труды и дни Михайлы Ломоносова". Почему Ломоносов? Почему XVII век?
В. Ю. Желваков. XVIII век неисчерпаем, поскольку он представляет собой переломную эпоху в истории нашего Отечества. Я стремился рассказать о становлении русской науки в лице ее зачинателя и величайшего представителя. В институте во время занятий мой учитель Б. А. Успенский любил читать стихи Ломоносова, и в память навсегда врезалось: "Открылась бездна звезд полна..." Со временем мне захотелось понять и осмыслить, каким образом сын рыбака стал тем человеком, без которого невозможно теперь представить историю России. В начале 1980-х годов тема Ломоносова была мало раскрытой и с художественной точки зрения благодатной.
Г. В. Аксенова. А почему офорт?
В. Ю. Желваков. Потому что офорт по духу, по колориту близок XVIII веку - веку расцвета русской гравюры. Тогда жил и творил прекрасный гравер Зубов, создавший яркую летопись важнейших событий своего времени. К тому же офорт и литография - уникальные трудоемкие техники, дающие, однако, возможность четче выразить мысль и передать суть изображаемого.
Г. В. Аксенова. Наверное, ни один художник прошлого века не прошел мимо наследия античности - Греция, Рим...
В. Ю. Желваков. Для меня Греция - это прежде всего святая православная земля. Она воспета в стихах, романах, путевых заметках, отображена во множестве скульптурных и живописных произведений. Предшествующие поколения подробно рассказали о ней нам - потомкам. Когда я впервые собирался в Грецию, представлял ее глазами своих предшественников. Но она - к моей несказанной радости - открылась мне с другой стороны: я увидел страну, где история неотделима от современности, а последняя пронизана эпическим духом древней Эллады и мощью Византии. Каждый дом, каждая деревня, каждый камень хранят "преданья старины глубокой". Греки чтут прошлое, в них не атрофировались понятия нации и отечества. Все в греческой истории воспето, никто и ничто не забыто. Это - народ, сохранивший свою силу благодаря живущей в сердцах истории страны. Помнят здесь и подвиги русских солдат, освобождавших Балканы в 1878-м, и в 1945 годах, помнят Ушакова и Лазарева, Плевну и Шипку... И, дай Бог, чтобы настало время, когда в России утвердится такое же отношение к истории.
Г. В. Аксенова. Каков же художественный итог поездок в Грецию?
В. Ю. Желваков. Это несколько серий работ, выполненных в разных техниках: "По Кипру", "Осколки античной цивилизации", "По Греции". Здесь мне хотелось подчеркнуть значимость, красоту и гармонию античного мира, величие духа, бесконечно притягательную силу прошлого, которое не могут уничтожить ни человек, ни время, - возвышающаяся над руинами полная совершенства строгая "Колонна коринфского ордера" служит тому доказательством.
Г. В. Аксенова. А теперь несколько слов о серии "Славные сыны Отечества".
В. Ю. Желваков. К теме воинской доблести я впервые обратился в 1992 году, создав графические портреты четырех выдающихся русских полководцев - Александра Невского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова и Г. К. Жукова. Художественно-композиционное решение портретов было достаточно простым, поэтому и название серия получила "простое" - "Полководцы России". Тем временем размышления над этой темой продолжались, и в 1999 году появилась серия авторских литографий, композиционно более сложных. Она состояла из пяти листов и рассказывала о пяти полководцах, противостоявших врагу не только силой оружия, но и силой духа, даваемой верой: Александре Невском, победившем немецких рыцарей на Чудском озере, Петре I, вернувшем России прибалтийские земли, блистательном Суворове, разбившем турок при Фокшанах, Рымнике, Очакове, Измаиле, Кутузове, обратившем вспять Наполеона, и маршале Жукове, сокрушившем немецкий фашизм. Эту серию я назвал "Славные сыны Отечества". Работа над ней продолжилась в 2004-2005 годах: к перечисленным выше добавились портреты князя Святослава Игоревича, разгромившего хазар и мечтавшего о великом славянском государстве, Великого князя Дмитрия Ивановича Донского - победителя хана Мамая, генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева - учителя великого Суворова, героя войны 1812 года, любимого ученика Суворова - генерала Петра Ивановича Багратиона и генерал-фельдмаршала Александра Ивановича Барятинского, пленившего Шамиля. Впереди рассказ о князе Дмитрии Пожарском, воеводе Шеине, генерале Скобелеве. Хочется когда-нибудь обратиться и к военно-морской славе России.
Г. В. Аксенова. Около двадцати лет Вы состоите в художественной студии имени В. В. Верещагина при Министерстве внутренних дел. Когда и кому пришла мысль о создании такого "подразделения" в структуре силового министерства?
В. Ю. Желваков. Если говорить о прецедентах, то много десятилетий при Министерстве обороны работает студия военных художников имени М. В. Грекова. Студия при МВД была создана в 1970 году по инициативе и при поддержке тогдашнего министра внутренних дел СССР Н. А. Щелокова, который имел художественное образование (окончил училище Памяти 1905 года), сам был неплохим художником и поэтому, как говорится, холил и лелеял Студию. В 1993 году, когда отмечали 20-летие Студии, решением Правительства Москвы ей присвоили имя выдающегося русского художника В. В. Верещагина.
Г. В. Аксенова. Я знаю, что у Вас есть другая серия работ - "Кавказ"...
В. Ю. Желваков. "Кавказ" - это серия особая. Побывав в Северной Осетии в то время, когда там вспыхнул осетино-ингушский конфликт и гибли люди, я посчитал необходимым поведать об увиденном. Но не напрямую, не рисуя людей с автоматами, танки, убитых. Я понял: необходимо более глубокое, философское осмысление трагедии, аллегорический рассказ. Так появился триптих "Мертвая птица", "Псы", "Могильник". Отображая северо-осетинскую трагедию, я, повторяю, не хотел выступать в качестве простого художника-репортера: история древнего Кавказа, его уходящие в глубь веков легенды подтолкнули меня к созданию тревожного историко-символического повествования.
Г. В. Аксенова. В заключение - сакраментальный вопрос о Ваших планах на будущее.
В. Ю. Желваков. Я - сотрудник студии имени В. В. Верещагина МВД России, поэтому многие мои планы сопряжены с историей этого ведомства. Есть незаконченные серии - в частности, "греческая", "Музеи мира, опаленные войной", "Полководцы России". Есть идущее - о чем уже говорилось - из детства желание иллюстрировать хорошие книги...