Московский журнал

 Г. Аксенова

N 9 - 2006 г.


Библиографические заметки и выписки 

Образ адмирала Ф. Ф. Ушакова в книжной графике

Ю. М. Непринцев. Встреча Ф. Ф. Ушакова и А. В. Суворова. Иллюстрация из книги Л. И. Раковского «Адмирал Ушаков» (М., 1952)3 марта 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР для награждения офицеров Военно-Морского Флота за выдающиеся заслуги в организации, обеспечении и успешном проведении боевых операций был учрежден военный орден Ушакова I и II степени. На следующий день, публикуя сообщение об этом, газета "Правда" писала:
"Адмирал Ушаков, современник Суворова, являлся одним из основоположников знаменитой черноморской школы морской выучки, из которой впоследствии вышли адмиралы Лазарев, Корнилов, Нахимов и Истомин. С именем Ушакова связаны замечательные победы на Черном и Средиземном морях. Он обладал исключительным талантом флотоводца, поражавшим оригинальностью и новизной тактических приемов. Он был ярый враг рутины и шаблона. Подобно Суворову на суше, Ушаков был новатором тактических приемов на море".

Учреждение столь высокой награды имени выдающегося русского флотоводца вызвало всплеск интереса к нему среди ученых-историков, кинематографистов и, конечно же, писателей. Первым литературным откликом на это событие стала небольшая книга В. Л. Снегирева, опубликованная в том же 1944 году. После войны появились романы, повести и пьесы Г. П. Шторма, М. С. Яхонтовой, А. И. Андрущенко, Л. И. Раковского, А. П. Штейна.

Увидевшие свет в 1940-1950-х годах книги, рассказывающие о высоком служении адмирала Ушакова своему отечеству, издатели оформили красочно, емко и лаконично. При оформлении акцент делался прежде всего на обложку, фронтиспис и титульный лист, а также на заставки и концовки глав с использованием морской символики. Иллюстраций в тексте было немного или не было вообще. К работе над книгами привлекались лучшие живописцы и графики того времени - Ю. М. Непринцев, П. Я. Павлинов, Л. П. Зусман, С. М. Пожарский, В. С. Бибиков, Я. С. Телишевский. В 1970-1990-х годах многочисленные переиздания исторических романов об адмирале Ушакове более подробно проиллюстрировали мастера следующего поколения - А. Рейпольский, Б. А. Аржекаев, Р. М. Яхнин.П. Я. Павлинов. Фронтиспис книги М. С. Яхонтовой «Корабли идут на бастионы» (М., 1952)

Лауреат Сталинской премии, народный художник СССР, академик живописи Юрий Михайлович Непринцев, автор знаменитого полотна "Отдых после боя" (1951) и серии офортов "Ленинградцы" (1960-1967), до романа Л. И. Раковского иллюстрировал "Тружеников моря" Виктора Гюго (1950) и "Морские рассказы" К. М. Станюковича (1951). Темы моря и воинского подвига были им глубоко прочувствованы, и, работая над книгой Раковского, он выполнил иллюстрации, ставшие классическими, зажившие самостоятельной жизнью - "Эпизод сражения у острова Фидониси", "Встреча Ф. Ф. Ушакова и А. В. Суворова", "Торжественная встреча Ушакова жителями освобожденного греческого острова Занте", а также поясной портрет Ф. Ф. Ушакова, стоящего на капитанском мостике.

Портретные изображения адмирала Ушакова для различных изданий создавались и другими художниками - П. Я. Павлиновым, Л. П. Зусманом, Н.А. Павловым, М. Н. Тарановым, А. Рейпольским, Б. А. Аржекаевым, Р. М. Яхниным, А. В. Иванченко, В. И. Харламовым. За историческую основу ими были взяты портрет Ф. Ф. Ушакова кисти неизвестного художника, написанный в XIX веке для военной галереи Зимнего дворца, и реконструкция облика флотоводца скульптором-антропологом М. М. Герасимовым, проведенная в 1944-1947 годах.

Исторические романы М. С. Яхонтовой замечательно оформили художник-баталист В. С. Бибиков, известный своими полотнами, посвященными истории военно-морского флота, и один из классиков книжной графики П. Я. Павлинов.

Л. П. Зусман - яркий представитель российского художественного авангарда 1920-х годов, иллюстрировавший самые разные издания зарубежной и отечественной литературы, неоднократно оформлял книги, посвященные русским землепроходцам и мореходам XVII-XVIII веков. Поэтому вполне закономерным стало его обращение к повести Г. П. Шторма об адмирале Ушакове.

Из книг последней четверти XX века выделяются три переиздания романа все того же Л. И. Раковского - 1973, 1981 и 1990 года, оформленные работами соответственно А. Рейпольского, Б. А. Аржекаева и А. В. Иванченко. Эти современные мастера являются авторами наиболее масштабных и всеобъемлющих циклов иллюстраций к литературным произведениям, посвященным Ф. Ф. Ушакову и отобразившим самые значительные вехи его жизни: учеба в Морском корпусе, служба на Балтике, встреча с императрицей Екатериной II, строительство Черноморского флота, битвы у островов Фидониси и Тендра, встреча с А. В. Суворовым, взятие крепости Корфу, освобождение Греческого архипелага, возвращение русской эскадры из последнего похода в 1801 году.

В 1980-1990-х годах появились новые исторические повествования об адмирале Ушакове - "Росс непобедимый" и "Флотовождь" В. Н. Ганичева. Эти книги, вышедшие в разных издательствах ("Воениздат", "Современник", "Патриот", "Советский писатель", "Роман газета", "Детская литература"), оформляли художники Н. А. Абакумов, С. Харламов, А. Дудин, В. М. Аладьев, В. А. Тогобицкий, Ю. Игнатьев, С. Кузьмина. Среди созданных ими иллюстраций, представляющих собой современное осмысление образа Ф. Ф. Ушакова, - новые портретные изображения прославленного адмирала, "Суворова морей", святого праведного воина Феодора.

А. Дудин. Иллюстрация из книги В. Н. Ганичева «Росс непобедимый» (М., 1987)