Московский журнал

 В. Десятников

N 9 - 2006 г.


Из дальних лет 

Русская деревянная скульптура

Корни русской народной скульптуры и резьбы по дереву уходят в глубину веков. Древние славяне-язычники обожествляли силы природы, верили в духов и поклонялись идолам, сделанным из дерева, камня, металла. Известны каменные славянские идолы из Новгорода и Гольцгерлингера, четырехликий идол в княжеской шапке, обнаруженной в реке Збруч. Об идолах деревянных примерное представление может дать экспонируемый в Екатеринбургском музее экземпляр, найденный в 1880 году в Пермской губернии, - плоский сосновый брус пяти с лишним метров длины, верхний конец которого имеет вид человеческой головы.
ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированныйконецформыначалоформы Никола Можайский. XVI век. Тутаев
С принятием христианства способы обработки дерева почти не изменились, остался прежним и полюбившийся нашим предкам пластический язык скульптурных образов. Задумчивые мужики-страдальцы, томящиеся в темницах в ожидании казни, Полунощные Спасы; скорбящие крестьянки - Богоматери; народные любимцы, защитники всех обездоленных - грозные Николы; торжественные и величественные Саваофы... Сколько в них живой непосредственности! Почти каждая скульптура овеяна преданиями. Один из деревянных Никол, прежде чем попасть в музей, исходил, как красочно повествует легенда, все Прикамье. Его якобы видели в крестьянских избах, он помогал заблудившимся в ненастье путникам, спасал утопающих. Сторож часовни, из которой эта скульптура поступила в галерею, уверял, будто он собственноручно по нескольку раз в год менял Николе "обутки", разбитые в постоянных ночных походах. Очень интересны рассказы и о скульптурах, изображающих заключенного в темницу Спаса. Например, такой: когда одну из них перевезли в незнакомое село, она, мол, не захотела там оставаться и пешком вернулась на свое прежнее место...

Несомненно следующее: старинные Николы, Спасы, Богородицы - подлинные произведения народного творчества. Типы их лиц, характеры взяты непосредственно из жизни.
ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированныйконецформыначалоформы Христос Спаситель. XIX век. Мстера
Для того, чтобы "разгадать" произведения древнерусского искусства, надо представлять эпоху, в которую они создавались, знать, для чего они предназначались и какие поверья были с ними связаны; наконец, понимать язык этого искусства.

В скульптуре XV-XVII веков пропорции человеческого тела вытянуты, ей свойственна статика поз. Выступающие невысоким рельефом фигуры преимущественно графичны. Изображения Богоматери, апостолов, святых - плоскостные, условные. При этом здесь нет слабых образов - все они воплощают пламенную всепобеждающую веру. В строгих силуэтах, в ритме линий, в сочетаниях тонов раскраски рельефа, как бы вырастающего из плоскости, древние художники могли передать самое важное - духовную мощь, сложную внутреннюю жизнь персонажа. Прекрасным примером может служить скульптурный образ Параскевы Пятницы XV века из Галича, хранящийся в местном краеведческом музее. В нем органически сплавились, дополняя друг друга, рельеф и живопись. Суровое аскетическое лицо Параскевы вырезано предельно скупо и лаконично - всего в две плоскости: одну составляют лоб и нос, другую - глаза, щеки и не по-женски твердый подбородок. Глаза и рот прорисованы опытной рукой иконописца. С какой бы стороны ни глядеть, всюду тебя преследует сосредоточенный взор - прием, позже нашедший самое широкое применение (в частности, в плакате).

Древнерусские скульпторы, несмотря на кажущуюся примитивность их творений, умело использовали различные выразительные средства и в особенности гиперболу - преувеличение, рождающее активное восприятие изображаемого. Когда надо было усилить жест или движение, резчики смело прибегали к деформации пропорций. Так, в фигурах Распятий, самих по себе небольших, прибитые гвоздями руки и ноги непомерно увеличены.

Скульптура XIV-XVI веков существовала в полном отвлечении от реальной обстановки. Окружающая среда как конкретное место действия художниками Древней Руси еще не осознавалась. Чаще всего в киотах, где помещались резные изображения, просто проводилась линия горизонта; нижняя часть доски, обозначавшая землю ("позем") окрашивалась в какой-нибудь темный цвет, а верхняя часть, обозначавшая воздух, делалась светлой, и эффект получался исключительный сильный - фигура приобретала устойчивость, монументальность. Лишь в XVII веке реальная среда, окружающая скульптуру, начала приобретать важное значение, предвещая переход к новой эпохе в развитии этого искусства. С конца ХVII - начала XVIII века оно утрачивает определение "древнего". В нем исчезает плоскостная условность трактовки тела, стремление - при минимальной расчлененности поверхности - к монументальной обобщенности форм и сдержанная полихромность раскраски. Пластика становится принципиально иной: теперь ей присуще стремление к реализму, к адекватной передаче форм.
Резной герб России. XVIII век. Сергиев Посад
Типичным произведением XVIII века являются резные царские врата со сценой Тайной вечери, происходящие из церкви села Ананьево Арефинского района и хранящиеся ныне в Рыбинском музее Ярославской области. Внешне сидящие за столом апостолы похожи на добрых русских мужичков. Они даны в свободных непринужденных позах. От прежней суровости не осталось и следа - все просто, "земно".

При этом в подобных сценах часто наличествовал реалистический драматизм характеров. Мастера противопоставляли Иуду всем другим апостолам: не только выносили его, прячущего под стол мешочек со сребрениками, полученными за предательство, на первый план, но и изображали, не в пример остальным, исполненным бесхитростности и нравственной чистоты, уродливо-отталкивающим.

В XVIII веке количество и художественный уровень светской пластики, развивавшейся параллельно церковной, заметно возрастают. В скульптуре, украшающей теперь садово-парковые ансамбли, утверждаются типические черты человека того времени. Широкое распространение получает скульптурный портрет, корабельная резьба. Прекрасные образцы круглых декоративных украшений в виде грифонов, львов, орлов с судов плещеевской флотилии сохранились в Переславском музее. Именно к этому времени относится расцвет художественной резьбы по дереву, которая обильно покрывала наличники, причелины, лобовые доски, охлупни, столбы и предметы быта (мебель, посуду, игрушки, формы для пасхальных куличей, пряничные и набоечные доски, прялки, рубели, вальки).

+   +   +

Русская деревянная скульптура прошла длительный и сложный путь исторического развития. В последние века она пережила влияние стилей барокко и рококо, классицизма и модерна. И все-таки осталась явлением подлинно национальным по своему духу, по технике и приемам, по пластике и формотворчеству. Так же, как в литературе и живописи, в ней нашли свое выражение мысли, духовные идеалы и устремления народа. Ее памятники доносят до нас дыхание времени, служат своеобразной иллюстрацией истории русской жизни; но, самое главное, глядя на них, мы можем видеть, какой огромной тягой к творчеству во все времена обладали наши предки.

Фотографии выполнены автором в 1960-х годах