Московский журнал

 В. Дукельский

N 8 - 2006 г.


Исторический экскурс 

Добровольный Народный Флот

То, что во время войны часть торговых судов мобилизуется, - практика обычная. В России же в этом смысле однажды случилось нечто противоположное: мобилизация произошла в мирный период и явилась актом народного волеизъявления: для содействия российским военно-морским силам в конце 1870-х годов был сформирован Добровольный народный флот.

Успехи русских в Балканской войне (1877-1878) весьма встревожил европейские страны и, прежде всего, Англию. По мере приближения наших войск к Константинополю тревога возрастала. Сильная английская эскадра вошла в Мраморное море с явным намерением через Босфор проследовать в Черное море. Несмотря на подписание 19 февраля 1878 года Сан-Стефанского мирного договора, Англия, не признававшая его фактически, стала открыто готовиться к войне против России.

Однако "бессилие наше (...) противопоставить английским броненосцам какие-либо средства обороны и нападения" вызвало отнюдь не отчаяние, а "взрыв народного патриотизма, выразившийся в стремлении создать орудие для отпора надвигающемуся на нас нападению со стороны сильнейшей морской державы"*. В Москве, в Армянском переулке, состоялось заседание Императорского Общества содействия русскому торговому мореходству, на котором было заявлено: "Если наше правительство и располагает средствами для регулярной войны на море, то не имеет готового орудия для партизанской (крейсерской) войны на море, т. е для той именно, которая, по опытам прежнего времени, оказывалась наиболее действенной в борьбе с Англией. (...) Необходимо создать его (флот. - В. Д.), по крайней мере, положить начало этому делу, имеющему для нас двояко важное значение: одно - удовлетворить нуждам русской торговли и промышленности, (...) другое - доставить правительству на случай войны с морской державой возможность употребить для крейсерской службы приспособленные к тому суда торгового флота. Суда эти должны быть океанские; в мирное время они служат целям торговым, во время войны употребляются для военных целей как крейсеры".

22 марта 1878 года Обществу высочайше было разрешено открыть всенародную подписку. Учрежденный 11 апреля в Москве Главный комитет для сбора пожертвований на приобретение морских судов Добровольного флота обратился с воззванием к народу:

"Господь посылает России новое испытание. Непримиримый враг угрожает нам войной. Соотечественники! Ужели потерпим, чтобы он уничтожил плоды наших побед и снова поработил освобожденных нами братий?

Враг наш силен на море. И числом, и громадностью средства морские силы его далеко превосходят наши. Но есть возможность нанести ему и на морских путях чувствительный удар. Кто не знает, что все интересы нашего врага сводятся к барышу и наживе? Он обладает громадным купеческим флотом. Тридцать тысяч судов его покрывают океаны. (...) Вот куда следует направить удары! В то время, когда враг запрет наши моря и, как в Крымскую войну, будет жечь и грабить беззащитные селения на берегах наших, - торговый флот его на просторах океанов да подвергнется в свою очередь бедствиями войны! Для этого нам нужны быстрые и крепкие суда, которые являлись бы неожиданною грозою на морских торговых путях нашего врага. Последняя война покрыла славой русских моряков, сражавшихся на утлых судах с грозными броненосцами и выходивших победителями из борьбы столь неравной (имеются ввиду многочисленные успешные атаки наших паровых минных катеров на Черном море и на Дунае. - В. Д.). Дайте им настоящие морские суда, пошлите их в океан на ловлю вражеского купеческого флота, и враг наш раскается в своей самонадеянности".

Комитет по устройству Добровольного флота

Почетным председателем Комитета и августейшим покровителем Добровольного флота стал цесаревич Александр, будущий император Александр III. В Комитет также вошли К. П. Победоносцев (вице-председатель), московский генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков и ряд других военных и общественных деятелей - всего 28 человек. На призыв откликнулась вся Россия. Люди состоятельные жертвовали тысячи, крестьяне и фабричные - копейки. За первый год собрали огромную сумму - З753524 рубля, итоговая же сумма составила 4150794 рубля.

Комитет определил необходимые тактико-технические параметры будущих кораблей Добровольного флота: скорость не менее 13 узлов, автономность по топливу - до 20 суток; прочность палуб должна обеспечивать возможность установки на них пушек среднего калибра, а конструкция трюмов - быстрое переоборудование их под артпогреба. В начале июля 1879 года в Гамбурге закупили первые три судна. Орудия заказали у Круппа. Спустя всего шесть недель суда были готовы выполнять свои новые задачи. Переведенные в Кронштадт, они получили названия "Россия", "Москва" и "Петербург". Личный состав предоставило Морское министерство. Командирами стали капитаны 1 ранга Баранов и Копылов и капитан-лейтенант Андреев.

Было постановлено следующее:

"1. Приобретаемым (...) на средства народной подписки судам присвоить (...) на вечные времена наименование "имени Государя Наследника Цесаревича судов Добровольного народного флота".

2. Суда эти в случае войны передавать в распоряжение правительства на военные надобности в качестве крейсеров, в мирное же время обращать на цели торговые.

3. Выгоды, имеющие произойти от употребления означенных судов для коммерческих целей, употреблять исключительно на поддержание и приобретение новых судов Добровольного флота".

Путь лежал в Черное море. По прибытию туда флоту поставили задачу переброски войск, принимавших участие в боевых действиях в Турции и Болгарии, на родину. За 1878 год "добровольцы" перевезли 130000 человек, 3000 лошадей, 300000 пудов грузов. К этому времени в Одессе учреждается первое агентство Добровольного флота. 7 мая 1897 года утверждается устав Общества Добровольного флота, которому Комитет передал бразды правления.

Между тем за границей заказали еще один корабль специальной постройки - "Ярославль". Морское министерство выделило для него 48 машинистов и кочегаров, столько же матросов, механика с четырьмя помощниками. Командир и старший помощник были военными моряками. Забегая вперед, отметим, что за все время своего существования Добровольный флот имел под своим флагом 25 пароходов.

Русско-турецкая война, приведшая к закрытию южных портов, существенно подорвала торговлю России. Заниматься хлебным извозом стало невыгодно - низкие фрахты не окупали содержание кораблей. На повестку дня стал вопрос об организации трансокеанской линии Одесса-Дальний Восток.

В июне 1879 года К. П. Победоносцев телеграфировал Великому князю Александру Александровичу: "Сейчас получил известие, что "Нижний Новгород" вышел из Одессы по назначению (...) благополучно; все затруднения улажены". Действительно, 7 июня "Нижний Новгород" отправился на Сахалин, приняв на борт 600 ссыльных. Под военным флагом он совершил этот рейс за два с небольшим месяца; далее, спустив военный флаг в Корсакове и подняв торговый, двинулся в обратный путь, груженый 2185 тоннами угля в качестве балласта. Уголь продали в Шанхае и закупили 1000 тонн чая. В Фучау и Гонконге докупили еще 400 тонн и 2 ноября реализовали чай в Лондоне. По дороге домой взяли груз на Мальту. 19 декабря "Нижний Новгород" прибыл в Одессу. Кстати, именно в этих рейсах родилась песня "Раскинулось море широко".

Посадка нижних чинов на пароход «Херсон» в Одессе перед отправкой на Дальний Восток

Пока еще был мир, Добровольный флот, как мы видим, успешно выполнял свою торговую функцию. Тревожный звонок прозвенел в связи с резким обострением международной обстановки в 1880 году: политический барометр стал показывать "бурю". И всего за двое суток во Владивостоке пароход Добровольного флота "Москва" переоборудуется в крейсер! Подняты из трюма и поставлены на фундаменты десять орудий, доукомплектован экипаж, принят груз для Тихоокеанской эскадры, до полных норм доведены судовые запасы...

В тот раз стрелка барометра отошла от опасной черты, и все вернулось на круги своя. В феврале 1883 года заключается контракт на перевозку кораблями Добровольного флота из Одессы во Владивосток свыше тысячи переселенцев. Столь дальние вояжи не обходились без потерь: так, 7 июля 1882 года "Москва" разбилась у побережья Восточной Африки - к счастью, без человеческих жертв. Общество тут же закупило взамен утраченного пароход "Микадо", получивший название "Кострома". И линия Одесса-Дальний Восток продолжала успешно функционировать. Только в 1885 году суда Добровольного флота выполнили на ней шесть рейсов. Фрахт составил 6700000 рублей. Доставка товаров из европейской части России благоприятно сказалась на экономической ситуации в Дальневосточном регионе: цены там упали вдвое - в том числе и потому, что посредники оказались не у дел. Однако быстроходный фрахт был все же достаточно дорог, Добровольный флот, несмотря на внушительную сумму доходов, получал дотации от казны. Ведь, кроме всего прочего, суда-"добровольцы" постоянно участвовали в военных перевозках: например, в 1880 году перевезли на Дальний Восток, кроме мин и боезапаса, около 1000 человек личного состава и шесть миноносок, а также обеспечивали деятельность Тихоокеанской эскадры в качестве угольщиков и госпитальных судов.

С началом русско-японской войны пришла пора серьезной боевой работы и для кораблей Добровольного флота - их предполагалось использовать в качестве вспомогательных крейсеров. Однако в силу разных обстоятельств эта задача не была выполнена в полном объеме. Планировалось развернуть флот в Индийском океане. Заранее создали несколько маневренных баз для снабжения его топливом и боезапасом, для отдыха личного состава и мелких судов... Принятие решения об отправке 2-й Тихоокеанской эскадры из Либавы на Дальний Восток под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского отчасти спутало карты. Некоторые суда Добровольного флота мобилизовали для выполнения новой задачи - обеспечения эскадры, сформировав отряд из пяти транспортов ("Киев", "Воронеж", "Ярославль", "Владимир", "Тамбов") под флагом контр-адмирала Д. Фелькерзама. Лишь "Петербург" и "Смоленск", переименованные в "Днепр" и "Рион", "назначили" крейсерами. В конце апреля 1904 года в Севастополе они в кратчайший срок были вооружены и с июля, выйдя в Красное море, приступили к крейсерским операциям. Кроме Красного моря, зоной их действий стала западная часть Индийского океана. Командиры "Петербурга" и "Смоленска" досматривали все "нейтральные" суда, особенно английские, ибо в начавшейся войне Англия открыто поддерживала Японию. Наиболее громким оказался эпизод с судном "Малакка", которое после обнаружения на нем военной контрабанды под русским флагом направили в Либаву. Дело едва не закончилось военной демонстрацией со стороны "владычицы морей".

Активно вели крейсерскую войну против судов-нарушителей и корабли Владивостокского отряда, курсировавшие восточнее Японии.

+   +   +

В годы первой мировой войны суда Добровольного флота вновь были мобилизованы и в той или иной степени обеспечивали боевые действия ВМФ России. Революция и гражданская война рассеяла их по всему свету. Поскольку советское правительство через международный суд добивалось возвращения этих судов в порты приписки, Добровольный флот сохранял свой статус до начала 1930-х годов, просуществовав, таким образом, более полувека.

Напутственный молебен в Кронштадтском форте «Павел» перед отправкой нижних чинов на пароходе «Тамбов» в Порт-Артур

*Здесь и далее цитируется книга "Очерк возникновения и деятельности Добровольного флота за время 25-летнего его существования" (СПб., 1903). Из нее же взяты иллюстрации к тесту.