Московский журнал

 Г. Аксенова

N 6 - 2006 г.


На ниве отечественной культуры 

Скульптор Анатолий Бичуков

Анатолий Андреевич Бичуков - народный художник России, вице-президент и академик-секретарь Отделения скульптуры Российской Академии художеств, ректор Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, руководитель Студии художников имени В. В. Верещагина, председатель экспертного художественного совета по декоративному и монументальному искусству при Министерстве культуры Российской Федерации - родился в 1934 году в Донецке. "Мой отец Андрей Алексеевич - с Орловщины, мама - из кременчугских казаков. Отец был горным инженером, погиб в шахте в 1948 году. Мама осталась одна с двумя детьми. (...) Моим родным я доставлял одни хлопоты. С малых лет рисовал в книгах и тетрадях"1. Лепить 13-летний Анатолий начал после трагической гибели отца, решив увековечить его память в скульптурной композиции "Клятва", получившей на выставке юных художников в Донецке призовое место. Потом было Донецкое архитектурно-художественное училище, по окончании которого юноша поехал в Москву "восстанавливать старые здания"2, а отслужив в армии, стал работать в различных учреждениях и газетах в качестве оформителя, графика, карикатуриста. С 1957 года он - штатный художник газеты "Советский патриот", одновременно сотрудничает в ряде других газет. Постоянные занятие рисунком помогали оттачивать глаз, понимать и обобщать форму и в итоге подвели к решающему выбору: в 1959 году Анатолий Бичуков поступил на факультет скульптуры Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. Учился у известнейших мастеров Н. В. Томского и Г. М. Манизера - "последнего из могикан", "одного из выдающихся классических педагогов"3.

По окончании института в 1964 году молодой скульптор много работает, участвуя практически во всех крупных выставках. "Для меня нет понятия "стиль". Да и что такое стиль? Если присутствует пластика, образ - значит, работа удалась. Поэтому я спокойно отношусь ко всем течениям в искусстве, хотя сам я ближе к классике. Мне нравится работать в различных направлениях: поэтическом, патриотическом, религиозном. Тем более, что они часто взаимосвязаны"4. В этих словах вполне выражено художественное кредо А. А. Бичукова, трудившегося по двум "основным направлениям" - героическому и лирическому. В его творческой судьбе важную роль сыграл провинциальный городок Семенов - родина "золотой хохломы". Здесь в 1968 году он блестяще дебютировал в жанре монументальной скульптуры, установив памятник поэту Борису Корнилову - автору стихов знаменитой "Песни о встречном". Здесь же, в Семенове, стоят и другие памятники работы Бичукова - основателю Хохломы художнику Н. Матвееву, "Жертвам репрессий в 1930-х годах", а также скульптура из кованой меди и гранита "Подвиг", посвященная солдатам Великой Отечественной войны. Он - почетный гражданин города Семенова.

В 1960-х - начале 1970-х годов Анатолий Андреевич выполнял заказы государственных и общественных организаций. В 1974 году его назначили начальником и художественным руководителем Студии художников имени В. В. Верещагина при МВД, призванной "быть истинным летописцем истории образования МВД России и каждодневного подвига сотрудников правопорядка, а также всех, кому близки такие понятия, как любовь к Отчизне, доблесть, готовность к самопожертвованию"5. Все это воплощено в композициях "Чекисты" (1972) и "Пожарный" (1979), монументах "Воинам внутренних войск" (1997) и "Благодарная Россия - солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга" (1994), памятнике "Выпускникам-голицынцам" (1999). Анатолий Андреевич участвовал в создании храма в честь иконы Казанской Божией Матери, воздвигнутого рядом с Министерством внутренних дел (2000).

Особая тема в творчестве А. А. Бичукова (именно она нашла отражение на обложке этого номера "Московского журнала") героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны: памятники "Подвиг" (Москва, 1970-е годы), "Летчикам - героям гражданской авиации, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." (Внуково, 1984), "Медикам - героям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." (Кисловодск, 1995), "Защитникам Земли Российской" (Поклонная гора, 1995), маршалу Г. К. Жукову (Одинцово, 2001), маршалу авиации И. Н. Кожедубу (Поклонная гора, 2001), маршалу Р. Я. Малиновскому (Троекуровское кладбище, 2001), мемориальные доски маршалам И. С. Коневу и М. Е. Катукову.

Лирическая тема представлена в образах Пушкина, Блока, Есенина. Особенно последнего. Скульптуры и памятники Сергею Есенину работы А. А. Бичукова установлены в Ульяновском музее (1967), на Ваганьковском кладбище (1986), в Калининграде (1988), в Сербии (1990), наконец, на Тверском бульваре в Москве (1995, к 100-летию поэта). "Работа над этим памятником заняла всю мою жизнь и два года. Когда создавал образ Есенина, мучился, терзался, ночей не спал. (...) Создать обобщающий образ человека, жившего на стыке веков, очень трудно. Хотелось найти нетрадиционную композицию, которая бы выразила все: и мощь его лирического дарования, и мятущуюся энергию души, и напряжение философского раздумья. (...) Есенин для меня сродни явлению природы. Именно в единстве с природой я его вижу. Поэтому я не пошел по пути академического возвеличивания Есенина, а представил его человеком, близким к нам"6. Дважды в своем творчестве скульптор обращался к образу Александра Блока (бюст, 1970; композиция "Александр Блок и Сергей Есенин", 1984). Памятники А. С. Пушкину, выполненные А. А. Бичуковым в жанре скульптурного портрета, стоят в Сантьяго, Мехико, Алма-Ате. Среди его "персонажей" также поэты Василий Федоров (1985), Любовь Елисеева (1980) и Иван Рогов (1983), американский писатель Эрнест Хемингуэй (1960-е), казахский писатель и поэт Сакен Сейфуллин (1960-е), узбекский писатель Хамид Гулям (1970-е), абхазский писатель Георгий Гулиа (2001) и другие. Немало создано им портретов ученых, режиссеров, художников, врачей - перечисление можно продолжать и продолжать. Анатолий Андреевич Бичуков - неутомимый труженик. Его рабочий день начинается в пять часов утра. Планов много, и направлены они все к той же цели: утверждать "огромную роль для сегодняшнего дня реалистического искусства, противостоящего распаду духовной культуры"7.


1. Анатолий Бичуков: скульптура. М., 2004. С. 50.
2. Там же. С. 51.
3. Там же.
4. Там же. С. 50.
5. Бичуков А. А. Вступительная статья // Защитникам земли российской посвящается. Каталог выставки. М., 2005. С. 4.
6. Лыкова Т. А. Вся жизнь - служение искусству // Анатолий Бичуков: скульптура. М., 2004. С. 85-86.
7. Киселев М. Ф. Анатолий Андреевич Бичуков. Творческий портрет // Анатолий Бичуков: cкульптура. М., 2004. С. 41.