Московский журнал

 А. Иванов

N 5 - 2006 г.


Забытое имя 

"Слово, растворенное солью"

Имя русской поэтессы Л. А. Кологривовой, жившей в конце XIX - начале ХХ века, совершенно незнакомо современному читателю. В последнее время, насколько мы знаем, появились лишь три посвященные ей публикации: небольшая справочная заметка историка монархического движения А. Д. Степанова1, статья доктора филологических наук С. Н. Азбелева2 и очерк автора этих строк3. Никаких других упоминаний об этой замечательной женщине в литературе послеоктябрьского периода просто нет - даже в претендующем на академическую полноту биографическом словаре «Русские писатели. 1800-1917». А между тем вот как говорил о ней современник - будущий священномученик протоиерей Иоанн Восторгов: «Они (стихи Л. А. Кологривовой. - А. И.) впоследствии, с течением времени, войдут в сборники и книги для молодых поколений, и долго (...) будут напоминать родному русскому народу о возвышенных религиозных переживаниях русской женщины-поэта»4.

Хочется верить, что пророчество отца Иоанна в конце концов сбудется...

Дата рождения Л. А. Кологривовой, к сожалению, неизвестна. Согласно дошедшим до нас отрывочным фактам ее биографии, Лидия Александровна происходила из старинного и знатного княжеского рода Ухтомских. Она была дочерью князя Александра Ивановича Ухтомского (1791 - после 1854), полковника, участника Отечественной войны 1812 года, и княгини Марии Дмитриевны Ухтомской (1802 - ?), урожденной княжны Голицыной5. Ее мужем стал Сергей Николаевич Кологривов (1856 - после 1918), ученый-историк, сотрудник Императорского Санкт-Петербургского Археологического института, активный деятель монархического движения.

Первые поэтические опыты Лидии Александровны увидели свет в 1902 году в сборнике трех авторов - Л. Кологривовой, А. Милорадович и В. Гордеевой. Книжка была замечена и удостоилась лестных отзывов. «Критика с особенною похвалою отозвалась о выдающихся сочинениях (...) поэтессы, как о легкости и плавности ее стиха, так и об интересных сюжетах, которые Л. А. брала, с одной стороны, из жизни природы и из настроений человеческого сердца, а с другой - из событий родной старины»6.

Успех ободрил поэтессу, и с этого времени из-под ее пера одно за другим начали появляться оригинальные стихи и переводы. В 1903 году она выпустила уже собственный сборник, назвав его (как и все последующие, вышедшие в 1905, 1907, 1910 и 1912 годах и насчитывавшие в общей сложности около семисот страниц), просто «Стихотворения». Следующий сборник - 1905 года - вызвал восторженные рецензии в патриотической прессе. Так, петербургский журнал «Православно-русское слово» дал подробный разбор творчества Лидии Кологривовой, особо остановившись на произведениях, посвященных русско-японской войне: «Они полны горячих благопожеланий нашим войскам и их вождям, в них чувствуются изумление и восторг перед подвигами самоотверженных героев, безропотно и охотно проливающих дорогую кровь за св[ятую] Русь, жертвующих своею жизнью за Веру, Государя и Родину. (...) Как по содержанию, так и по изложению все стихотворения отличаются многими достоинствами. Предметы их не пустячны и не пошлы, как в пьесах современных декадентов, но совершенно серьезны, возвышенны, близко касаются лучших потребностей нашей души, - словом, вполне достойны истинной поэзии»7.

А вот отрывок из рецензии, опубликованной в московском еженедельном иллюстрированном журнале «Родная речь»: «Много у нас теперь людей, которые пишут стихи и печатают их, но где вы видите среди этих стихотворцев истинных поэтов? (...) Истинные поэтические дарования в наш век, мещанский и пошлый, редки, поэтому мы с особенным удовольствием приветствуем появление настоящих поэтов. К числу именно таких настоящих, одаренных свыше чувством красоты и изящества поэтов должно отнести Л. А. Кологривову». Она - «счастливое и - увы! - единственное в наше время исключение». Это «истинно русская женщина. (...) Стоя на родной, русской почве, воодушевляясь русскими идеями и чувствами, она непрестанно питает свое дарование и создает истинно поэтические произведения»8.

В 1903-1904 годах Лидия Кологривова сотрудничала в журнале «Вестник Европы», а с 1905-го стала постоянной сотрудницей ведущей монархической газеты «Московские ведомости», где, как правило, по субботним и воскресным дням в течение ряда лет печатались ее стихотворные отклики на текущие события, а также стихи, посвященные религиозной теме и чарующей русской природе.

Приведем еще один отзыв протоиерея Иоанна Восторгова:

«Богатство образов поэтических, казалось, было у нее (Л. А. Кологривовой. - А. И.) неисчерпаемо, способность излагать их и облекать в звучные стихи - удивительная. (...) Помню, однажды в ее любимом сельском уединении, осматривая старинное развалившееся здание и увидевши деревцо, пробившееся среди смерти и разрушения сквозь расселины старых камней к свету и жизни своими зеленеющими ветвями и листьями, я мимоходом указал ей на этот образ торжества жизни. (...) Через день-два я уже читал в печати дивное и захватывавшее слово писательницы, в звучных стихах излагающее мою слабую мысль»9.

Стихотворения, о котором говорит отец Иоанн, пока обнаружить не удалось, однако предложим читателю другое, на наш взгляд, вполне позволяющее составить представление о лирике Л. А. Кологривовой:

В час, когда нет богослуженья,
Люблю входить под сень церквей,
Утихло людное движенье,
И шум шагов, и скрип дверей,
Паникадила не сверкают,
Безмолвен полутемный храм,
Лишь разноцветные мерцают
Лампады тихо по стенам.
И перед чтимою иконой,
Искрясь в игре цветных камней,
На светлой ризе золоченой
Пылает яркий круг свечей.
Царит покой - тревоги света
Остались где-то далеко,
Душа надеждою согрета,
Молиться сладко и легко.

Или:

Пред Тобой в эти дни покаяния,
Низко поникнув главой преклоненною,
В чистосердечном и полном признании
Я обнажаю всю душу смятенную.

Все недостойные помыслы скрытые
Зависти тайной, стяжанья неправого,
Темные мысли, обиды открытые,
Злые намеренья сердца лукавого,

Чувства иль веры чужой оскорбление,
Слово жестокое, действия гневные
Не осуди - ниспошли мне прощение
И исцели мои раны душевные.

Да не погибну в мирском искушении,
Да не утрачу в нем веры спасительной,
И сокрушится на веки сомнение
Пред Твоей правдой и силой живительной.

Протоиерей Иоанн Восторгов сравнивал Лидию Александровну с преподобной Кассией, жившей в Византии в IX веке и прославившейся, помимо своей праведной жизни, сочинением духовных стихов и церковных песнопений: «В святые дни наиболее чтимых и великих христианских праздников среди песнопений церковных встречаем мы блистающие вдохновением и художеством молитвы, которые имеют надписание «Творение Кассино». Они принадлежат Кассии, женщине-поэту, - женщине, посвятившей свое слово и дар литературного творчества возвышенной религиозно-назидательной поэзии. История говорит нам, что эта замечательная писательница была знатного рода, получила высокое образование и удивляла современников своею одаренностью; она окончила жизнь в обители, в подвигах молитвы и служении Богу». Лидия же Кологривова - «одна из последовательниц и подражательниц блаженной Кассии, женщина-поэт, писательница, женщина, несомненно, одаренная высокими и редкими способностями литературного творчества и тоже посвятившая свое вдохновение религиозно-назидательной поэзии. (...) Сколько возвышенных религиозных стихотворений принадлежит ей! Они были бы достойны, при иных условиях и обстоятельствах, общецерковного употребления. Сколько прекрасных и трогательных строк вылилось из-под ее пера в честь и славу Христа Воскресшего и в ознаменование пасхальной радости!»10

В самом деле: любимый сюжет духовной поэзии Лидии Александровны - именно Воскресение Христово:
Христос Воскрес! На небесах победно
Встает заря, бледнеет ночи мгла,
Горят огни, и стройной песней медной
Над храмами гудят колокола.
То светлый день, то праздник Воскресенья,
И радостью его встречает мир,
Гимн торжества, любви и обновленья
У алтарей поет церковный клир.
Пусть в этот день в сердцах утихнет горе
И озарит их веры теплой луч,
Что край родной от бед восстанет вскоре
И станет вновь спокоен и могуч.
(«Пасхальная ночь»)

Русско-японская война и последовавшие за ней революционные события 1905-1907 годов потеснили в творчестве поэтессы лирические и исторические сюжеты. С этого времени в ее стихах-молитвах слышны прошения о ниспослании победы русскому воинству и о преодолении охватившей страну смуты:

Не оставь нас, Господь, в эти дни испытания,
Ты, Всесильный, победу на брани дарующий,
Ниспошли нам терпенье в борьбе и страдании,
Вознеси в лучезарном небесном сиянии
Пред врагами неверными крест торжествующий.
Осени наших воинов мощной Десницею,
Дай им бодрость душевную, стойкость в лишениях,
Да воздастся за доблесть им слава сторицею,
А для павших да будет смерть ясной зарницею
Незакатного счастия в райских селениях.
(«Молитва»)

Тогда же появляется целый цикл стихов, отстаивающих коренные ценности русского народа («Наши исконные заветы», «О, Русь!», «Россия для Русских» и другие). 27 октября 1906 года на открытии Лефортовского отдела Русской Монархической партии Лидия Александровна впервые прочитала свое стихотворение «Русь идет!»:

Довольно смута ликовала,
Глумясь над нами в час беды.
Довольно! Родина устала
От нестроенья и вражды.
Рассеяв лживые обманы
И отряхнув тяжелый гнет,
Чтоб залечить Отчизны раны,
В строю сомкнутом Русь идет...

......................................

Идет та Русь, что в дни былые,
Невзгоды вынося не раз,
Ярмо преемнику Батыя
Сломить сумела в добрый час,
Русь отражавшая без страха
Племен враждующих налет,
Донского Русь, Русь Мономаха,
И Русь Пожарского идет.

На подвиг доблестный спасенья
Ее Господь благословил,
Дал ей залогом одоленья
Живой прилив народных сил.
Хоругвь - ее родное знамя,
И крест святой - ее оплот,
Вперед сомкнутыми рядами
Неудержимо Русь идет.

Л. А. Кологривова принимала активное участие в монархическом движении, став одним из первых членов московского Русского Монархического Собрания. Неудивительно, что ее творчество игнорировалось леволиберальной критикой. Ведь ее стихи, «осмысляя современность и историческое прошлое, внутренний мир самой поэтессы и окружающий Божий мир с позиции глубоко верующей воцерковленной православной души», находились в резком противоречии с господствующей тогда модой на декадентов. «Уже этим Кологривова заслужила достойное место в истории русской литературы двадцатого столетия»11.

«У поэта и писателя есть свой мученический путь: замалчивание со стороны противников, завистников и ненавистников, - утверждал протоиерей Иоанн Восторгов, чье издательство «Верность» в смутные годы революции продолжало публиковать стихи Лидии Кологривовой. - И этот путь [она] изведала. (...) Никто не посмеет отказать ей в таланте, в усердии писательства, в содержательности ее творений, в художественном достоинстве ее стиха: но она шла не рабскою дорогою, не кланялась господствующим кумирам современности, не склонялась пред господствовавшими «хамами» русской печати, - и ее, по какому-то тайному и негласному соглашению, литературные критики намеренно замалчивали, как замалчивали и замалчивают очень многих, если не всех, писателей русских, оставшихся верными заветам веры и Церкви, и долгу любви и служения Царю и родному народу»12.

Последние годы своей жизни из-за тяжелого телесного недуга Л. А. Кологривова была вынуждена часто покидать Москву, чтобы искать исцеления под ярким итальянским небом. «Но и оттуда, хотя изредка, прилетал поэтический голос больной писательницы, описывавшей с восторгом роскошные ландшафты чужого края, но с примесью грусти о покинутой родине»13. Едва лишь почувствовав небольшое облегчение, она поспешила возвратиться в «милую Москву», но, как оказалось, только для того, чтобы после долгих страданий замолкнуть навеки.

Лидия Александровна Кологривова умерла в Страстную пятницу 20 марта (2 апреля) 1915 года в своем имении в селе Милет Богородицкого уезда Московской губернии. Отпевал ее протоиерей Иоанн Восторгов, в своей речи при погребении сказавший, что она посвятила «свое перо, свое вдохновение не суете мира и не случайным и кратковременным интересам жизни, а тому, что называется интересами и вопросами высшего порядка. В век, когда перо литератора и даже поэта столь часто служило неверию и глумлению над верой, нравственностью, над Церковью, над высокими патриотическими чувствами, над подвигами верности, благородства и служения долгу; в век, когда творчество поэтов столь часто отдается воспеванию плоти, греха, позора, злобы, ненависти; в век, когда слово поэтическое стало продажным и служило столь часто наемником у модных или господствующих посредством наглости и засилья политических и общественных течений и партий, - слово ныне поминаемой поэтессы, Лидии Александровны Кологривовой, всегда было солью растворено, руководствовалось началами вечности, посвящено было идеалам Высшей Истины, Добра, Красоты и Бесконечного»14.


1. Степанов А. Д. Кологривова Лидия Александровна // Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русский патриотизм. М., 2003. С. 367.
2. Азбелев С. Н. Забытая русская православная поэтесса Лидия Кологривова // Российское Дворянское собрание / http://www.rusk.ru/st.php?idar=103114.
3. Иванов А. А. Русская Кассия. К 90-летию со дня кончины поэтессы Лидии Александровны Кологривовой // Русская линия / http://www.rusk.ru/st.php?idar=103109.
4. Восторгов И. Памяти писательницы Л. А. Кологривовой (речь при погребении 24 марта 1915 г.) // Московские ведомости. 1915. 25 марта.
5. Род князей Голицыных. Материалы родословные. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1892; Дворянские роды Российской Империи. Т. 1. Князья. СПб., 1993.
6. Некролог // Исторический вестник. 1915. N 5.
7. Православно-русское слово. 1905. N 7. С. 625 - 629 (цит. по: Азбелев С. Н. Указ. соч.).
8. Родная речь. 1905. N 26. С. 12-15.
9. Восторгов И. Указ. соч.
10. Там же.
11. Азбелев С. Н. Указ. соч.
12. Восторгов И. Указ. соч.
13. Памяти Л. А. Кологривовой // Московские ведомости. 1915. 21 марта.
14. Восторгов И. Указ. соч.