Московский журнал

 А. Морозов

N 12 - 2005 г.


Из записной книжки московского старожила 

Музей в башне

Восемьдесят лет назад Музей истории города Москвы (называвшийся в то время Московским Коммунальным, да и формально находившийся в ведении Москомхоза) переехал в новое помещение - пожалуй, лучшее за всю его бытность: в Сухареву башню. Работы по реставрации этого замечательного памятника истории и архитектуры, вяло тянувшиеся с конца XIX века, в 1923 году заметно оживились, так что уже в 1925-м башню начали приспосабливать под музей, что не прошло бесследно для ее исторического облика. Например, появилась никогда ранее не существовавшая внутренняя лестница с первого на второй этаж, были замурованы некоторые проходы и проделаны новые, уничтожены при устройстве водяного отопления огромные печи петровских времен. Перестройка производилась по проекту и под руководством архитектора З. И. Иванова, члена Московского Археологического общества, ранее неоднократно участвовавшего в реставрации архитектурных памятников Москвы; научное наблюдение осуществлял известный архитектор-реставратор Д. П. Сухов - представитель Главнауки.
Сухарева башня после реставрации. Фотография 1925 года
В том же году криминальный и шумный Сухаревский рынок - знаменитую "Сухаревку" - перевели немного ниже по Садовому кольцу, а территорию вокруг башни-музея со временем благоустроили, разбив на месте палаток газоны с цветниками и установив скамейки.

В ноябре 1925 года музей, до того располагавшийся в здании Московского Коммунального Хозяйства в Театральном проезде, стал обустраиваться на новом месте. 3 января 1926 года в читальном зале его библиотеки состоялось торжественное собрание, на котором присутствовали представители Главнауки, МКХ, Комиссии по внутреннему ремонту башни. Вступительное слово предоставили заведующему МКХ Ф. Я. Лаврову. Следом с кратким очерком истории и перспектив музея выступил его заведующий П. В. Сытин. З. И. Иванов рассказал о том, как велась реставрация Сухаревой башни. Затем Сытин провел собравшихся по залам, первых "рядовых" посетителей принявших 6 января.

+ + +

За короткое время этот, по сути, ведомственный музей стал довольно популярен - с переводом его в одно из самых известных в Москве зданий, притом удобно расположенное, посещаемость возросла приблизительно втрое. Тем не менее, персонал постоянно, что называется, боролся за своего посетителя: организовывал специальные экскурсии (за один только 1927 год их провели полторы тысячи), размещал рекламу в различных изданиях, издавал плакаты-приглашения, рассылаемые по фабрикам, заводам, школам. К школам вообще было повышенное внимание. В 1927/28 учебном году музей принял шефство над школой N 17 Краснопресненского района, периодически знакомя учащихся и учителей с городом вообще и с его коммунальными предприятиями в частности. Да и почти все московские школы прибегали к услугам музея как центра просвещения в области краеведения и обществоведения. Здесь также регулярно организовывались курсы повышения квалификации коммунальных работников Москвы и других городов страны.

+ + +

Музей состоял из семи выставочных залов, библиотеки-читальни, архива, научно-справочного и экскурсионного бюро. Экспонаты делились по девяти отделам, причем это деление при переезде из здания МКХ осталось неизменным: I - общий, II - планировочно-жилищный, III - путей и средств сообщения, IV - водоснабжения, V - канализации и очистки, VI - боен и рынков, VII - внешнего благоустройства, VIII - административный, IX - финансово-экономический (с 1930 года отдел I - вводный, VIII - административно-финансовый, IX - культурно-просветительских учреждений). Не поменялась и нумерация экспонатов - таким образом каталоги по I, IV и V отделам, выпущенные еще в 1924-1925 годах, оказались пригодны и для осмотра новой экспозиции. В 1927-1928-м музей издал еще три каталога-путеводителя: по III и VII отделам и дополнение к каталогу по I отделу, в короткий срок увеличившему число своих экспонатов вдвое. С этого времени посетителям за определенную плату предлагалась на время осмотра книга, в которой были сброшюрованы все каталоги. Кроме того, в 1928 году большим тиражом вышла четырехстраничная листовка - "Краткий путеводитель при осмотре музея", вручавшаяся при входе бесплатно.

Архив хранил и выдавал при необходимости карты, планы, диаграммы, диапозитивы и другие материалы, не представленные в залах.

Научно-справочное бюро предоставляло всем желающим справки по различным вопросам коммунального хозяйства, причем не только Москвы, но и других крупных городов страны и мира.

Библиотека насчитывала порядка 50 тысяч томов специальных изданий на русском и иностранных языках; ежегодно выписывалось множество отечественных и зарубежных журналов по коммунальному хозяйству.

Экскурсионное бюро организовывало коллективные экскурсии по музею и коммунальным предприятиям Москвы.

+ + +

Вход в музей устроили в левом (со стороны Сретенки) крыле башни. Посетитель попадал в вестибюль, по правой стороне которого были две большие комнаты - кабинет заведующего и канцелярия (до революции на месте кабинета находилась часовня Перервинского монастыря). Из вестибюля лестница вела сначала на антресоли, где располагались гардероб, архив и склад, а затем на второй этаж. На лестнице установили мраморную доску в память о реставрации башни в 1923-1925 годах. Впоследствии служебные помещения перевели на антресоли, а гардероб - вниз; в бывшем кабинете заведующего разместили новый - Вводный - отдел.

Первый зал (второй этаж, левое крыло) представлял старую Москву. Его украшали старинные планы и гравюры, картины А. М. Васнецова, воссоздающие облик Москвы XIV-XVII веков.

Рядом, за арками, во втором зале, отчасти продолжалась та же тема, но рассказывалось и о планах нового устройства и перепланировки столицы (проекты А. В. Щусева, С. С. Шестакова, разработки МКХ), а также о климате, населении, промышленности и торговле Москвы.

Третий зал (средняя часть второго этажа): пути и средства сообщения - от линеек и конок до проектных чертежей метрополитена и модели будущей станции метро "Площадь Свердлова"; в части экспозиции, повествующей о Москве-реке и мостах через нее, привлекала внимание модель лучшего на тот момент московского моста - Бородинского.

Правое (восточное) крыло второго этажа занимала читальня.

Четвертый зал (третий этаж, левое крыло): московские бойни, рынки, кладбища (здесь стояла модель тогдашней новинки - крематория), мусороудаление (модель Пресненской мусоросжигательной станции).

По-соседству, в пятом зале, посетителей знакомили с благоустройством города: типы мостовых, фонарей, электрических станций, планы и модели газового завода и газовой сети, чертежи и фотографии садового хозяйства Москвы.

В среднем зале третьего этажа, под столпом башни, находились стенды с информацией об административно-хозяйственном устройстве Москвы, о городских финансах, о деятельности МКХ, а также образцы витрин Мосрекламы, модели мавзолея и Зоопарка.

Большой зал в правом крыле третьего этажа, разделенный аркой: водоснабжение и канализация. Экспозиция, посвященная водопроводу, была одной из самых интересных и насыщенных в музее. Кроме чертежей, диаграмм, фотографий, здесь можно было увидеть модели Крестовских водонапорных башен и Рублевской насосной станции, посеребренные крышки со старых водоизливов Сухаревой башни, венок и голову льва - декоративные детали московского водоразборного фонтана. Из экспонатов отдела канализации упомянем о макете четырехэтажного дома в разрезе с показом его внутреннего сантехнического устройства, модели нового туалета МКХ у Кропоткинских ворот и Люблинских полей орошения.

Поначалу в застекленной лоджии третьего этажа располагались экспонаты (в основном рисунки и фотографии) по истории Сухаревой башни. Однако замысел Сытина устроить здесь "Музей Сухаревой башни" так и не был воплощен. Да и вышеупомянутая небольшая экспозиция не прожила долго - ее сменил раздел культурно-просветительских учреждений МКХ (Парк культуры и отдыха, Зоопарк, справочные бюро, сам музей).

+ + +

В середине 1920-х годов научными сотрудниками музея были известный краевед П. Н. Миллер, санитарный врач Д. Д. Дувакин, А. М. Миславский, А. П. Войников. Но из-за всеобщего режима экономии штат постоянно сокращался. В 1928 году руководство МКХ сместило П. В. Сытина с поста заведующего, а вскоре как "старого спеца" и вообще его уволило. В результате к 1930 году состав сотрудников практически полностью обновился. Теперь музей возглавил партийный выдвиженец (из рабочих) В. И. Брыков, руководивший чисто женским коллективом (Е. П. Козьмина, Н. С. Воскресенская, А. М. Ижевская, К. М. Матанова). Несколько изменилась экспозиция, в которой, как говорилось в путеводителе 1930 года, на первый план выдвигалась "общественно-производственная сторона работы МКХ".

Последним крупным событием в стенах музея стала устроенная в 1932 году выставка "Коммунальное хозяйство Москвы за 15 лет".

+ + +

Надо отметить, что Московский Коммунальный музей, хотя и освещал некоторые вопросы истории города и имел раздел "Старая Москва", не являлся полноценным музеем истории Москвы (в Положении о нем, в частности говорилось: "Прошлое привлекается лишь постольку, поскольку оно служит для лучшего понимания современности"). О необходимости срочного создания именно музея истории города, "достаточно отражающего прошлое и современное состояние городской общественной жизни", П. В. Сытин писал еще в 1927 году в журнале "Московский краевед": "Для [этого] у нас есть все, кроме надлежащего помещения", и затем многие годы настойчиво обращался с соответствующими ходатайствами в различные инстанции. Но возникший в 1940 году на базе Коммунального Музей Истории и Реконструкции Москвы тоже в историю особенно не углублялся, да и разместили его в совершенно неподходящем здании закрытой церкви. Произведенная в 1947 году переорганизация экспозиции по историко-хронологическому принципу не изменила, по сути, ничего: многовековая история столицы на столь малых площадях попросту не смогла "уместиться". К сожалению, полноценного "своего" музея нет у Москвы и поныне, и это особенно печально, когда сравниваешь здешнее положение дел с ситуацией в других городах. Скажем, в Санкт-Петербурге музеев такой тематики даже два - дореволюционного и советского периода истории города!

+ + +

В апреле 1934 года, когда с разрушаемой Сухаревой башни на асфальт летели кирпичи, над входом все еще сиротливо висела вывеска: "Коммунальный музей"...