Московский журнал

 М. Кречетова

N 4 - 2005 г.


Карандашом, резцом и кистью 

Высокий универсализм Николая Аввакумова

Николай Михайлович Аввакумов родился в Москве в 1970 году в семье потомственных художников - графиков Михаила Николаевича Аввакумова и Ольги Александровны Волковой. Оба его дедушки также оставили свой след в искусстве: Николай Михайлович Авакумов посвятил свою жизнь графике, а Александр Васильевич Волков известен как живописец-пейзажист, доцент кафедры живописи Московского государственного художественно-промышленного училища имени С. Г. Строганова. Заслуженный художник России, профессор Михаил Николаевич Аввакумов - отец Николая - и сейчас преподает в МГАХИ имени В. И. Сурикова. В этот институт, а именно в мастерскую замечательного скульптора, академика О. К. Комова, и поступил Николай, окончив в 1988 году Московскую среднюю художественную школу имени Н. В. Томского. Параллельно обучению в институте он активно участвует в художественной жизни столицы. В 1989 году Н. М. Аввакумов по реставрационным обмерам создает макет реконструкции палат Захария Ван-дер-Гульста в Немецкой слободе - памятника архитектуры XVII века, находящегося ныне в экспозиции Музея городского быта на улице Бауманской, год спустя принимает участие в архитектурном конкурсе эскизных проектов реконструкции зданий бывшего Немецкого рынка, изучает, консультируясь с опытными специалистами, технологию древнерусской иконописи, занимается восстановлением станковой темперной живописи, пишет иконы. В начале 1990-х годов им исполнена наружная фреска алтарной апсиды Никольской церкви в селе Оболенском, а в 1992-м Николай Михайлович создает и устанавливает мемориальную бронзовую доску, посвященную крещению великого поэта А. С. Пушкина, в Елоховском Богоявленском соборе.

1993 год знаменуется для Аввакумова стажировкой в ФРГ и участием в выставке Академии художеств города Штутгарта. По окончании МГАХИ в 1994 году молодой художник работает над изготовлением центрального светильника Спасского собора московского Спасо-Андроникова монастыря.

Вскоре после этого Николай Михайлович в качестве художника-скульптора литейного производства приступает к сотрудничеству с художественным предприятием Русской Православной церкви "Софрино". В числе его произведений - проекты и модели паникадил, подсвечников, семисвечников, ограждений, кронштейнов, двух канунных Распятий и других видов церковной утвари, выпущенных софринским заводом серийно и украшающих теперь многие храмы и монастыри по всей России и за рубежом.

В 1997 году совместно с архитектурной фирмой "Арххрам" Николай Аввакумов выполняет бронзовые светильники для нижнего храма Преображения Господня в комплексе храма Христа Спасителя в Москве, год спустя участвует в воссоздании убранства Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, изготовив четыре подсвечника "тощая свеча" с росписью. В журнале "Хоругвь" публикуется его научно-исследовательская статья "О древнерусских хоросах", посвященная истории и символике светильников Древней Руси. В 1999 году Аввакумов в числе прочих специалистов восстанавливает принадлежий Троице-Сергиевой лавре скит Параклита в окрестностях Сергиева Посада, работает по иконостасу и серебряному паникадилу Свято-Духовского храма на территории самой Лавры.

19 августа 2000 года за вклад в воссоздание храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил Николая Михайловича Аввакумова медалью Преподобного Сергия Радонежского II степени. А в 2004 году к 75-летнему юбилею главы Русской Православной Церкви духовенство и миряне Москворецкого благочиния преподнесли в дар Патриарху его скульптурный потрет, мастерски и вдохновенно выполненный Аввакумовым. Фотография этой работы Николая Михайловича помещена на 2-й странице обложки.

С 2001 года Н. М. Аввакумов - член Московского Союза художников, президентский стипендиат при Академии художеств. Его произведения экспонируются на ежегодной выставке "Москва глазами молодых", проводимой Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы и приуроченной к празднику Дня города. За лучший проект надгробия над мощами святителя Николая в крипте базилики итальянского города Бари, представленный на Всероссийском открытом архитектурно-художественном конкурсе, Аввакумов, победитель двух предыдущих конкурсов, был удостоен премии с вручением памятной медали и диплома Итало-российского фонда Святителя Николая чудотворца.

Николай Михайлович, наследующий высокие классические традиции в искусстве, представляет собой весьма редкий в наше время тип художника-универсала, работающего сразу в нескольких направлениях. Еще одним подтверждением этому служит серия блестяще исполненных гравюр, посвященная архитектуре Москвы прошлых столетий.