Московский журнал

N 5 - 2003 г.


ТАТЬЯНА ЛЬВОВНА ГОРОДСКАЯ

Речь пойдет о творчестве архитектора и художника Татьяны Львовны Городской. 

Художником был и ее отец Лев Александрович Городский - первый учитель и наставник. Росла она в доме, построенном на месте запечатленного В. Д. Поленовым "Московского дворика". Влияние старой Москвы во многом определило характер ее творчества.
Школьные годы - годы увлеченных занятий в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств.
В 1951 году Татьяна поступила в Архитектурный институт. Начались учебные работы в незабываемых местах: на раскопках в Новгороде, на обмерах памятников деревянного зодчества в Закарпатье, в Костромской области, в Пскове и Прибалтике...
По окончании института Татьяна Львовна Городская проектировала общественные, учебные, детские учреждения и промышленные предприятия по всей стране.

Продолжались и "хождения" по русскому Северу: Соловецкие острова ( тогда еще закрытая зона), Карелия, Вологодчина? Побывала она в Средней Азии, в Армении, в Крыму. Красоту, увиденную на путях-дорогах, вобрали в себя ее работы. Однако "настоящий художник отправляет духовное служение? Он должен поставить себя в распоряжение Божьего дела, его сокровенной борьбы и творческих страданий" (И. А. Ильин).

Татьяна Львовна с сестрой Марией участвовали в восстановлении храма великомученика Димитрия Солунского на Истре, Свято-Данилова монастыря, храма святителя Николая в Кленниках.

Сестер приглашают работать в Оптину Пустынь, а затем в Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь в Шамордино (Калужская область). Казанский собор обители - жемчужина зодчества, созданная архитектором С. В. Шервудом на рубеже XIX-XX веков в мастерской отца, В. О. Шервуда - мастера "каменного узорочья". Работа сестер Городских в Шамордино продолжалась десять лет: производились обмеры, изучались архивные документы, были выполнены проекты восстановления пола, окон-витражей и четырех иконостасов собора, написано более шестидесяти икон.
В редакции "Московского журнала" с неизменной благодарностью вспоминают, что в начале 1990-х годов журнал выходил под обложкой, выполненной Т. Л. Городской. 

"Художественные маршруты" Татьяны Львовны были представлены на ее юбилейной выставке, проходившей в Центральном Доме архитектора с 14 по 20 февраля 2003 года: деревянные церкви Севера, пейзажи глубинной России и своеобразные среднеазиатские мотивы, долины и горы Крыма. Кроме этого, на выставке экспонировались бытовые зарисовки из московской и провинциальной жизни, а также блистательно исполненные рукописные книги - семейные альбомы, посвященные памяти отца. Как отмечают исследователи (профессор В. И. Локтев), все, что делает Татьяна Львовна Городская, проникнуто единым духом: здесь веет Россией.