Московский журнал

N 2 - 2003 г.


На ниве отечественной культуры 

ОСНОВАТЕЛЬ РУССКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892), выдающийся русский художник-график XIX века, был "одним из тех лучших и немногих, которые учили нас всех ценить и любить настоящую коренную Русь"1.

Он родился в селе Верхненикульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье крепостных крестьян графа Мусина-Пушкина. В 1815 году юношу определили в Императорскую Академию художеств, которую он окончил с Большой золотой медалью (выпускную работу Солнцева "Крестьянское семейство" взял в свою галерею П.М.Третьяков - там она находится и в настоящее время). На картины начинающего живописца обратил внимание президент Академии и директор Императорской публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин, писатель, археолог, этнограф, издатель памятников древнерусской письменности. Именно Оленин впервые предложил Ф.Г.Солнцеву делать археологические зарисовки.

В 1822 году при починке дороги на месте Старой Рязани - бывшей столицы удельного Рязанского княжества - были найдены спрятанные перед татаро-монгольским нашествием золотые украшения, принадлежавшие великокняжеской семье. А.Н.Оленин подготовил научное описание Рязанского клада, а зарисовать предметы в 1829 году поручил Солнцеву. Тот "исполнил это поручение, и его Высокопревосходительство (Оленин. - Г.А.) в рисунках сих нашел ту отчетливость, которой он давно не отыскивал. Рисунки представлены были на Высочайшее воззрение", и Государь отметил "отличную способность Солнцева к занятию в означенном роде живописи"2. Сам Федор Григорьевич впоследствии вспоминал: "Алексей Николаевич предложил мне нарисовать "рязанские древности". Я принялся за работу. Рисовать надо было в кабинете Алексея Николаевича. Между прочим, у меня нарисована была бляха, рисунок этот и лежал на столе. Однажды приехал к Алексею Николаевичу профессор перспективы М.Н.Воробьев. Заметив на столе бляху и приняв ее за настоящую, он хотел рукою сдвинуть ее, но, увидев свою ошибку, сказал: "Неужели это нарисовано!" По этому случаю Алексей Николаевич заметил: "Да, уж лучшей похвалы искусству нельзя сделать"3.

С конца 1820-х годов Солнцев становится главным помощником А.Н.Оленина в издании археологических трудов. "После того, как я нарисовал "рязанские древности", А.Н.Оленин поручил мне рисовать "керченские" и "фанагорийские" древности? В начале 1830 года я окончил рисунки? Алексей Николаевич остался чрезвычайно доволен? и представил их, вместе с некоторыми другими, императору Николаю Павловичу"4.

Человек деятельный и в хорошем смысле неуемный, Оленин занимался и разработкой форменной одежды для государственных служащих, в частности для служащих Публичной библиотеки. К этому он также привлек Ф.Г.Солнцева. "Я зашел к Алексею Николаевичу. Тот принял меня радушно и сказал: "Вот, кстати пришел; мне нужно нарисовать академические мундиры, так как нынешние предполагается изменить. Сделай мундиры". Мундиры я нарисовал очень скоро. Алексей Николаевич остался ? доволен и назначил мне за работу 300 руб."5

1830-е годы стали новым этапом в творческой биографии Ф.Г.Солнцева. Он снимал рисунки с древнейших вещей Оружейной палаты Московского Кремля и его соборов - в том числе и для книги историка Ивана Михайловича Снегирева, вышедшей в 1840-х годах6 с предисловием издателя Августа Семена, где говорилось:

"Описание памятников Московской древности препоручено было ученому знатоку русских древностей И.М.Снегиреву? Любопытные описания господина Снегирева обогатились рисунками превосходного изографа русских древностей академика Ф.Г.Солнцева.

Изящество отделки рисунков и полнота и отчетливость описаний возбудили согласные похвалы всех наших не только русских, но и иностранных газет и журналов, которые единогласно признали Памятники Московской древности первым великолепным изданием из всех доныне вышедших в России".

Работы по срисовыванию "старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих к историческим, археологическим и этнографическим сведениям", получили поддержку и одобрение митрополита Московского Филарета (Дроздова), президента московской дворцовой конторы князя В.В.Юсупова, историка М.П.Погодина и, конечно же, президента Академии художеств А.Н.Оленина. Созданная Ф.Г.Солнцевым "живописная энциклопедия" русской старины (более трех тысяч) изображений привлекла внимание императора Николая I, и он пожаловал на ее издание около ста тысяч рублей серебром.

О книге "Древности Российского государства", в основу которой легли рисунки академика живописи Ф.Г.Солнцева7, М.П.Погодин в 1871 году отзывался как о важнейшем и вместе с тем великолепнейшем издании наших памятников собственно археологических:

"Государь Император Николай Павлович высочайше повелеть соизволил, чтобы все заслуживающее внимания и составляющее материал истории или предмет археологической любознательности ученых и художников было срисовано со всею отчетливостью, описано и издано в свет. Исполнение этого Высочайше возложено было на президента Академии художеств А.Н.Оленина, а изображение памятников русской старины поручено академику Ф.Г.Солнцеву. В продолжение нескольких лет, совершая ежегодные поездки по России, Ф.Г.Солнцев срисовал значительное количество русских древностей во всех родах. Целью Оленина было точнейшее исследование нравов, обычаев и одежды или костюма русского народа от VI до XVIII века по Р.Х., особенно для художников. Смерть застигла Оленина в самом начале предприятия.

Государь Император повелел учредить в Москве особый комитет под председательством графа С.Г.Строганова. Комитет распорядился о составлении нового проекта издания и решился печатать акварельные рисунки академика Солнцева посредством литохромии масляными красками в Москве? Богатое пособие получила археология в этом великолепном издании!"8

Уже после смерти Солнцева "Древности?" высоко оценил В.В.Стасов: "Книга пришлась по общему вкусу, она составила эпоху в русском историческом самосознании и имела громадное влияние на рост всех последних художественных поколений наших"9.

Трудам живописца-археолога всячески содействовал император Николай I, уделявший - в русле своей "охранительной" политики - памятникам культуры большое внимание. По его распоряжению с 1835 года действовала специальная Комиссия изыскивания древностей. Собранные Комиссией коллекции поступили в Киевский университет, где 17 марта 1837 года открылся археологический музей. В 1847 году было издано сочинение киевского гражданского губернатора И.И.Фундуклея "Обозрение Киева", гравюры к которому выполнялись по рисункам Ф.Г.Солнцева.

Именно последнему принадлежит честь открытия и реставрации знаменитых фресок и мозаик XI века в Киевском Софийском соборе, о существовании которых до 1843 года никто не подозревал. "Издавна приметны были в одном из боковых отделений Собора, на стороне южной, на своде, древние изображения ангелов, серафимов и херувимов, и можно было, присмотревшись пристально, прочитать здесь греческие надписи? [В 1843 году] когда в алтаре придела преподобных Антония и Феодосия после случайного опадения штукатурки оказались следы фресковых изображений, бывший по некоторому делу в Киеве академик Ф.Г.Солнцев возымел мысль о существовании подобных изображений по всему Ярославову храму. Мысль эта и подтвердилась, когда пробовали в разных местах очищать побелку и подкраску новейшую. Таким образом, дело это представилось заслуживающим внимания Высочайшего, доложено было Государю Императору, и Его Величество изволил указать священному Синоду изыскать средства как для открытия, так и возобновления древних фресок на всех стенах и столпах Киево-Софийского собора. Вследствие того составлен Комитет о возобновлении сего собора по всем частям его; причем, согласно с Высочайшей волей, часть живописная вся поручена главному надзору академика Солнцева"10.

С 1830 по 1853 год Ф.Г.Солнцев много ездил по древнерусским городам, исследуя и копируя предметы и памятники старины, а также делая этнографические зарисовки. "С того времени по настоящее с древностей Керченских, Московских, Троице-Сергиевой Лавры, Нового Иерусалима и окрестностей их, в Рязанских, Владимирских, Киевских, Новгородских, Псковских, Смоленских, Черниговских, Витебских, Могилевских и многих других уездных городах, а также в ризнице Императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге сделано Солнцевым акварелью и представлено Государю Императору до 2000 рисунков. Сверх того, он занимается рисованием акварелью и по другим Высочайшим поручениям, равно и для новостроящегося в Москве Кремлевского Дворца. Под его смотрением возобновлена старинная живопись в Киево-Успенском Лаврском и во Владимирском Дмитровском соборах, а в Киево-Софийском соборе возобновляются древние фрески.

Солнцев за свои труды Всемилостивейше пожалован орденами: Св. Владимира 4-й степени, Св. Станислава 2-й степени с короною, а за исполненную в программе от Императорской Академии художеств картину награжден Академиком", - говорится в уже цитировавшейся выше "Записке о службе и работах художника Федора Григорьевича Солнцева" от 1848 года.

С 1844 по 1867 год Федор Григорьевич преподавал иконописание в Санкт-Петербургской духовной семинарии, удостоившись орденов Св. Анны 2-й степени и Св. Владимира 3-й степени. В 1858-1866 годах по заказу министерства государственных имуществ под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний11. К предпринятому в 1885 году архиепископом Черниговским Филаретом изданию "Житий святых, чтимых православной церковью", Солнцев выполнил 400 рисунков. С его иллюстрациями издательский отдел Священного Синода выпустил и ряд других книг.

Особая страница в его творчестве - уникальные рукописные книги духовного содержания - прежде всего для членов императорской семьи. Одна из них - "Праздники в Доме Православного Царя Русского" - хранится ныне в Российской Государственной библиотеке12. Широко известен "Молитвенник с Месяцесловом", заказанный Солнцеву в 1850-х годах княгиней М.П.Волконской. В 1917 году журнал "Столица и усадьба" писал о "Месяцеслове" этой книги: "Можно себе представить, сколько труда стоило, например, поместить на пространстве менее четырех вершков вышины и около трех ширины изображение ежедневных святых, празднуемых в целом месяце. Чтобы выделить лики и облачения полувершковых фигур, надо было употреблять увеличительное стекло и иметь настоящий запас терпения, и со всем возможным прилежанием, ближе двух или трех месяцев невозможно было окончить таблицу со всеми святыми тридцати дней и входившими в их состав изображениями двунадесяти праздников"13.

В 1854 году по заказу княгини Леониллы Николаевны Меншиковой Ф.Г.Солнцев создал рукописное "Евангелие от Иоанна", которое после смерти княгини, согласно ее завещанию, поступило в Отдел рукописей Императорской публичной библиотеки14. В Отчете ИПБ за 1887 год (СПб., 1890) говорилось: "Евангелие от Иоанна, писанное славянским шрифтом княгинею Л.Н.Меншиковой, рожденной княжной Гагариной, замечательное по художественной орнаментации рукописи. Каждая страница текста помещена в рамке, рисованной красками. В рукописи нет ни одной рамки, рисунок которой хоть бы раз в ней повторился. Композиция рисунков для этих рамок по большей части принадлежит известному нашему археологу профессору Ф.Г.Солнцеву? который иногда рисовал сам всю рамку, а иногда лишь угол рамки? Ф.Г.Солнцевым исполнена также большая часть миниатюр с изображениями событий Евангельской истории на отдельных листах или в медальонах рамок".

Из обширной и разнообразной деятельности Ф.Г.Солнцева второй половины XIX века назовем здесь участие в живописных работах по "исправлению" интерьера собора Александро-Невской лавры (1850-е годы), возобновление Свято-Троицкого Александро-Невского собора (1861-1862), "смотрение" за реставрацией лаврской церкви Святого Духа (1863-1864).

С 1860-х годов Федор Григорьевич тесно и плодотворно сотрудничает с основателем и издателем журнала "Русская старина" историком М.И.Семевским. 30 лет "Русская старина" выходила в оформлении Солнцева.

Именно Михаил Иванович Семевский дал, на наш взгляд, наиболее глубокую и исчерпывающую оценку сделанного Ф.Г.Солнцевым на ниве отечественной культуры:

"Рисунки Солнцева в научном и художественном отношениях - живописная летопись Древней Руси, источник возрождения отечественного стиля. И если Карамзин в летописях и других археографических памятниках нашего Отечества обрел живые краски для слога своей истории; если Пушкин в народных сказках нашел живую, свежую струю, которой он обновил язык отечественной поэзии, то художник Солнцев произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками"15.

1. Стасов В.В. Памяти Федора Григорьевича Солнцева (речь, произнесенная в собрании Археологического института 12 марта 1892 года) // Вестник археологии и истории, издаваемый Санкт-Петербургским археологическим институтом. СПб., 1892. Т. IX.
2. Записка о службе и работах художника Федора Григорьевича Солнцева (март 1848) // НИОР РГБ. Вельт II. 10. Ед. хр. 28.
3. Солнцев Ф.Г. Моя жизнь и художественно-археологические труды // Русская старина. 1876. Т. XV. С. 618-619. Книга с материалами А.Н.Оленина и Ф.Г.Солнцева была опубликована в 1831 г. (см.: Оленин А.Н. Рязанские русские древности, или Известия о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань. СПб., 1831).
4. А.Н.Оленин скончался в 1843 г. В 1873 г. при Императорском Русском Археологическом обществе была образована особая комиссия из 5 членов под председательством Н.И.Стояновского для издания его многочисленных трудов. 100 иллюстраций, вошедших в "Археологические труды", принадлежали Ф.Г.Солнцеву (Древности Босфора Киммерийского, хранящиеся в Императорском музее Эрмитажа. Рис. Ф.Г.Солнцева. СПб., 1854; Оленин А.Н. Археологические труды в 4-х тт. под ред. Н.И.Стояновского со 100 снимками Ф.Г.Солнцева. СПб., 1877, 1881, 1882).
5. Солнцев Ф.Г. Моя жизнь и художественно-археологические труды // Молитвослов княгини М.П.Волконской. М., 1998. С. 360-361.
6. Снегирев И.М. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. С тремя планами, двадцатью тремя картинами по рисункам академика Солнцева, отпечатанными красками, и восемнадцатью гравированными литографированными рисунками. М., 1842-1845.
7. Древности Российского государства. Рис. Ф.Г.Солнцева. Описания А.Ф.Вельтмана и И.М.Снегирева. М., 1849-1853. Вып. I-IV.
8. Погодин М.П. Судьбы археологии в России // Труды Первого археологического съезда в Москве 1869. М., 1871. Т. I. С. 1-44.
9. Стасов В.В. Указ. соч.
10. Скворцов И.М. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 годах. Киев, 1854.
11. Собко М.П. Ф.Г.Солнцев и его художественно-археологическая деятельность // Вестник изящных искусств. 1883. Т. I. Вып. III. С. 471-482.
12. НИОР РГБ. Ф. 439 (коллекция В.А.Десницкого). К. 22, ед. хр. 6.
13. Базанкур О. Княгиня Мария Петровна Волконская // Столица и усадьба. 1917. N 75. С. 11.
14. ОР РНБ. Q. 1. N 932.
15. Большая золотая медаль, поднесенная Императорским Археологическим обществом профессору
Ф.Г.Солнцеву 20 мая 1876 г. // Русская старина. 1876. Т. XVI. С. 305.