Московский журнал

 Е. Кончин

N 3 - 2001 г.


Наследие 

Сокровища усадьбы Отрада
Усадьба графов Орловых, а позднее и Орловых-Давыдовых, - Отрада находилась в восьмидесяти верстах от Москвы, близ села Семеновское. Именно отсюда пополнялись московские музеи и библиотеки после 1917 года бесценными раритетами.

Усадьба графов Орловых, а позднее и Орловых-Давыдовых Отрада находилась в восьмидесяти верстах от Москвы, близ села Семеновское. Основателем Отрады был граф В.Г.Орлов, один из братьев фаворита Екатерины II Григория Орлова. В отличие от последнего Владимира Григорьевича не привлекали государственная карьера и дворцовые интриги. Он предпочитал занятия наукой и искусствами. Окончив в 1766 году Лейпцигский университет, 24-летний Владимир Орлов назначается директором Академии наук, за ревностную службу удостаивается похвалы императрицы. 
В 1774 году, когда Орловы оказались в опале, Владимир Григорьевич уходит в отставку, поселяется в Отраде и приступает к обустройству имения. По проекту архитектора К.И.Бланка здесь возводится дворец, помещения которого богато украшаются, обставляются роскошной мебелью, наполняются картинами, скульптурой, предметами прикладного искусства. Стены огромного кабинета графа были уставлены тысячами томов книг на русском и европейских языках. В Овальном зале разместились уникальные коллекции русского и западноевропейского фарфора, стекла, хрусталя, фамильные сервизы...
Отрада - одно из немногих подмосковных имений, историко-культурные и художественные ценности которого почти полностью уцелели в 1917-1920 годах. В конце 1917-го отсюда в Москву, в Государственный Исторический музей было вывезено 68 больших опломбированных ящиков, где находились наиболее ценные картины, гравюры, рисунки, серебро, фарфор, хрусталь, изделия из бронзы, скульптура, книги, рукописи, фамильный архив. Эти ящики пролежали в подвалах ГИМа до июня 1920 года, когда их наконец распаковали, а содержимое распределили по московским музеям.
В Государственную Третьяковскую галерею поступили "Портрет И.Г.Орлова", "Портрет Г.Г.Орлова" и "Портрет Е.Н.Орловой", написанные в 1760- 1770-х годах Ф.С.Рокотовым, "Портрет Е.Н.Орловой-Чесменской", созданный в 1783 году Д.Г.Левицким, "Портрет Павла I" кисти В.Л.Боровиковского, одно из лучших произведений С.Ф.Щедрина "Вид Рима. Замок св. Ангела" (в 1961 году передан Государственному Музею искусств имени Р.Мустафаева в Баку), мраморные бюсты братьев Г.Г., И.Г. и Ф.Г.Орловых, исполненные в 1770-е годы скульптором Ф.И.Шубиным.
В Третьяковке же оказался "Портрет О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью" работы К.П.Брюллова (1834). В Отраде очень им гордились. Художник пользовался здесь особым расположением, часто гостил в имении, путешествовал с его владельцами по Европе. Картина украшала Белую гостиную дворца и считалась жемчужиной художественного собрания Отрады. Писавший об этом собрании в августе 1917 года журнал "Столица и усадьба" именно репродукцию "Портрета О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью" предпослал своей публикации.
История создания этого "Портрета..." загадочна. Первоначально полотно изображало В.П.Орлова-Давыдова, подъезжающего на коне к балкону, где находилась Ольга Ивановна с дочерью. В окончательном же варианте граф уже отсутствует. Объяснение тому, возможно, содержится в воспоминаниях художника Ф.И.Иордана, бывшего с Брюлловым в Риме. Он сообщает, что Карл Павлович писал для графа В.П.Орлова-Давыдова "семейный портрет: жена и ребенок сидят на балконе, муж подъезжает к ним на лошади. Портрет был почти окончен, и Брюллов назначил Орлову-Давыдову последний сеанс на час дня. Между тем, чувствуя утомительный жар, сидя за завтраком, Брюллов снял с себя сюртук, жилет и галстук <...> Является Давыдов и учтиво напоминает Брюллову об его обещании. Брюллов, нисколько не смущаясь, отвечает: "Признаюсь, сегодня я не расположен работать. Извините!" Давыдов, ничего не ответив, ушел. Брюллов Давыдова терпеть не мог... зато он восхищался его женой, рожденной Барятинской".
Так или иначе, "семейного портрета" не получилось.
В Музей изящных искусств (ныне - Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина) попали рисунки К.П.Брюллова, исполненные в 1835 году для "Атласа путевых заметок графа Е.П.Орлова-Давыдова", изданного в Москве в 1840 году, "Портрет И.И.Барятинского", написанный француженкой Э.Виже-Лебрен, картина "Моление о чаше" неизвестного голландского живописца XVII века, ряд других холстов и множество рисунков западноевропейских художников.
Но, пожалуй, самым значительным произведением в составе художественного собрания Отрады был "Христос" кисти Рембрандта. Единственное упоминание о полотне в семейном архиве содержит письмо младшего сына В.П.Орлова-Давыдова - Сергея Владимировича, посланное матери из Англии 19 апреля 1876 года, где говорится, что отец "купил Спасителя Рембрандта". За границей же творение великого голландца было хорошо известно. Видный искусствовед В.Боде включил отрадненского "Христа" в шестой том своего капитального труда о Рембрандте. В 1898 году картина экспонировалась на Международной выставке произведений Рембрандта в Амстердаме. Поэтому после 1917 года в Отраде прежде всего разыскивали "Христа", однако в усадьбе картины не оказалось. Лишь в декабре 1919 года сотрудник Музейного отдела Наркомпроса Ф.Ф.Вишневский совершенно случайно обнаружил ее в сейфе ссудной кассы в Настасьинском переулке и передали Музею изящных искусств. На этом приключения картины не закончились. В ночь на 25 апреля 1927 года рембрандтовский шедевр украли из Музея. Правда, в сентябре 1931-го вновь нашли - зарытым в землю и в катастрофическом состоянии, так что не чаяли его спасти. Только подвижническими трудами выдающихся реставраторов В.Н.Яковлева и С.С.Чуракова картина была восстановлена и вскоре продана за границу. Ныне она находится в Голландии.
Парные фарфоровые шкатулки, изготовленные лучшим мастером Императорского фарфорового завода в Петербурге Адором по повелению Екатерины II и подаренные ею Г.Г.Орлову, были переданы в Музей фарфора. Тогда же в журнале "Среди коллекционеров" появилась статья об этих уникальных произведениях: "Изделия очень редкие, обнаружение каждой отдельной вещи надо отмечать как большое событие. <...> Каким-то чудом уцелели эти жемчужины русского фарфора". Сегодняшнее их местонахождение неизвестно.
Многие фамильные портреты, большое собрание скульптуры и гравюр, предметы прикладного искусства, исторические реликвии остались в Историческом музее.
То, что не вывезли из Отрады, в 1918 году вместе с усадьбой перешло в ведение Музейного отдела Народного Комиссариата просвещения. В начале 1920 года здесь создается музей - один из лучших в Подмосковье, - в устройстве которого принимали участие сотрудники Музейного отдела В.А.Мамуровский и Н.Н.Лебедев и сотрудник Румянцевского музея А.С.Петровский. На последнего в архиве сохранилась характеристика: "Петровский является одним из опытных, энергичных, преданных своему делу и надежных сотрудников, превосходно знающих Библиотеку (Румянцевского музея. - Е.К.), библиотечную технику и литературу, поэтому является работником незаменимым". В 1922-1940 годах А.С.Петровский был одним из редакторов и автором комментариев к Полному собранию сочинений Л.Н.Толстого; выпустил любопытную книгу "Москва в 1812 году по письмам М.А.Волковой" (Москву, ее историю и достопримечательности знал он великолепно).
Однако наибольший вклад в организацию музея внес работник Музейного отдела Наркомпроса, позже - Третьяковской галереи, талантливый поэт, искусствовед и литературовед Ю.П.Анисимов. Именно ему в значительной степени обязаны сохранением своих художественных сокровищ усадьбы Архангельское, Суханово, Ольгово, Большие Вяземы, Введенское, Никольское-Урюпино, Петровское, Ивановское-Козловское, Ясенево и другие. 
В номерах 1 и 2 журнала "Среди коллекционеров" за 1923 год была опубликована статья известного краеведа и искусствоведа А.Н.Греча "Музей в Отраде" с подробным описанием экспозиции: картины, гравюры, скульптуры, мебель, фарфор, вазы, зеркала, бра и другие изделия прикладного искусства.
В середине 1925 года музей в Отраде, как и большинство других усадебных музеев, ликвидировали. Экспонаты перевезли в Москву и распределили по музеям, библиотекам и архивным хранилищам. В описи, которую мне удалось отыскать в ЦГАЛИ, значилось 257 предметов, в том числе более 90 картин и гравюр, мебель, серебряная посуда, бронзовые светильники, бра, канделябры, старинные часы, фаянс, фарфор, хрусталь... А еще - 60 орденских звезд, крестов и лент, коих были удостоены представители рода Орловых и Орловых-Давыдовых.
В Третьяковскую галерею передали картину "Прием в Зимнем дворце", написанную в 1866 году М.Зичи, "Портрет А.Г.Орлова-Чесменского" и "Портрет В.В.Орлова" кисти К.Л.Христинека; в Музей изящных искусств - картины и гравюры итальянских и фламандских художников, скульптуру "Поклонение пастухов" неизвестного итальянца XVII века, тондо скульптора из окружения знаменитого флорентийца Л.Роббиа, три бюста Орловых 1860-х годов работы П.Тенерани, бронзовое "Похищение Европы" неизвестного мастера, много других живописных полотен, графических листов, изделий прикладного искусства; в Исторический музей - "Портрет В.П.Орлова-Давыдова" англичанки Х.Робертсон (1840 год), "Портрет В.П.Орлова-Давыдова" и "Портрет О.И.Орловой-Давыдовой" Н.Тюрина (1870-е годы), а также фамильные портреты, исполненные К.Е.Маковским, Ф.Винтергальтером, А.М.Колесовым, А.Е.Ракачевским.
Богатейшая библиотека Орловых-Давыдовых, насчитывавшая около 3000 томов, пополнила собрания Государственной библиотеки СССР имени В.И.Ленина: книги по истории, философии, естествознанию, сельскому хозяйству на многих западноевропейских языках. В Отраде находилась обширная коллекция старопечатных русских книг известного русского ученого И.Н.Царского, купленная у его наследников графом В.П.Орловым в 1877 году и содержавшая настоящие раритеты - например, Иосифовскую кормчую рукопись 1650 года.
Поистине неисчерпаемым оказался фамильный архив владельцев Отрады. Его разбирали почти тридцать лет - с 1935 по 1965 год. Здесь хранились письма Екатерины II, А.И.Тургенева, П.А.Вяземского, А.Н.Оленина, К.П.Брюллова, А.К.Толстого, М.П.Погодина, А.М.Горчакова, М.Ф.Вольтера, Ж.Ж.Руссо, Д.Г.Байрона, Г.В.Лейбница, автографы Шамиля, посетившего Отраду в 1868 году, и премьер-министра Великобритании Дизраэли, переписка А.В.Орлова-Давыдова с художником И.Н.Крамским, два письма С.М.Сервантеса, семь писем к В.П.Давыдову Вальтера Скотта, с которым Владимир Петрович был хорошо знаком и которого неоднократно навещал в Англии. Другие материалы архива свидетельствуют о дружеских отношениях Вальтера Скотта с поэтом, героем Отечественной войны 1812 года Денисом Давыдовым...
Сокровища Отрады значительно пополнили многие художественные, книжные и архивные хранилища страны - столь велика оказалась концентрация культурно-исторических ценностей в этом старинном подмосковном имении.